Часть полного текста документа:Идеалы - основа выживания организации Мысль о том, что стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни представляет собой врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности, принадлежит Виктору Франклу - создателю логотерапии, узнику концлагерей Освенцима и Дахау. Мотивация рассматривается психологом Гордоном Олпортом как состояние напряженности, которое при пассивном приспособлении ведет нас к поиску равновесия, покоя и удовлетворения, при активном личном стремлении речь идет не о снятии, а о создании напряжения для сопротивления равновесию. Ценности - смысловые универсалии, уникальные для каждой личности, полученные путем обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству приходилось сталкиваться в истории. Содержательная характеристика и возможность позитивного осмысления лежат в плоскости ответов на три вопроса: что мы жизни даем, или ценности творчества, что мы берем от мира, или ценности переживания, и ценности отношения посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к тому, что мы не в состоянии изменить [1]. В исследовании причин снижения конкурентоспособности компаний американской промышленности на мировых рынках, проведенной в середине 80-х г. представителями Гарвардской школы бизнеса под руководством Брюса Скотта, рекомендовалось: "в полной мере осознать значение идеологического фактора для экономической эффективности национального хозяйства". Именно идеология в любой фирме, как, впрочем, и в любой другой организации, отвечает на главный вопрос: "Зачем мы все этим занимаемся?", - придавая организационной деятельности смысл. На уровне фирмы или компании можно выделить четыре важные функции идеологии: o она определяет цель, к которой всем необходимо стремиться; o мобилизует персонал; o задает четкий критерий принадлежности к данному коллективу; o формирует систему ценностей, позволяющую выбрать допустимые методы для достижения поставленной цели [2]. Следствием того, что деидеологизированные организации не в состоянии не только эффективно развиваться, но и долго существовать вообще, является своеобразный "спрос на идеологию", включая услуги консультантов, научных институтов, как, например, Республиканское государственное предприятие Институт экономических исследований Министерства экономики и торговли РК, а также квалифицированных менеджеров. Крах организации идет по цепочке: идеология - психология - социальные отношения - технологический уровень. Что должно произойти с организацией, чтобы у нее появилась ясная потребность в идеологии? Во-первых, организация должна войти в кризис, во-вторых, она должна превратиться в сложную структуру. Мой практический опыт преодоления кризисов в деятельности журнала "АльПари" подтверждает радикальный вывод о том, что фирма вообще способна найти новый достойный смысл своего существования только в ситуации кризиса, угрожающего организационной и экономической гибелью. Не выстраданная в критической ситуации идеология остается набором сформулированных банальностей, не оказывающих позитивного воздействия. При нехватке ресурсов, времени и нестабильности внешней среды формализованная процедура принятия решений дает сбой, именно в этот момент разделяемая всеми идеология и преданность идее организации сплачивают всех ее членов. ............ |