Часть полного текста документа:Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства А.Л. Уманский Термин лидер происходит от английского слова "leader" -"ведущий". В педагогической литературе проблема лидерства в молодежных коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей и подростков, формирования и работы с группами и коллективами не дают четкого видения специфики самого феномена лидерства в современных условиях. Исходя из множества существующих определений понятия "лидер", мы выявили основные признаки, по которым его можно охарактеризовать. Первым признаком является принадлежность к группе: лидер - именно член группы, он "внутри", а не "над" группой. Второй признак - это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус. Третий признак - совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы. Четвертый признак - воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей. Пятый признак - источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы. В наших работах указывалось на проявление лидера в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации. Таким образом, анализ источников, их интерпретация позволили нам определить понятия "лидерство" и "лидер". Лидерство - один из компонентов блока общих качеств структуры группы - естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер - член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера. В последнее время словосочетание "психологическое сопровождение", "педагогическое сопровождение", "психолого-педагогическое сопровождение" встречаются и используются все чаще. К сожалению, единого понимания как среди ученых, так и среди практических работников ( что же все-таки подразумевается?) нет. Наиболее последовательно представлено понимание сопровождения в работах М.Р.Битяновой [1] и Е.А. ............ |