Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный профессионально-педагогический университет Кафедра декоративно-прикладного искусства К защите допускаю Зав. Кафедрой ДПИ ______________В.И. Кукенков "___"________________2000 г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему "Искусство росписи пасхальных яиц" Специальность 05 23 00 - ДПИ и народные промыслы Специализация_________________________________ Исполнитель (студентка гр. ДИ-523) Е.В. Солодянкина Научный руководитель А.С. Максяшин (к.п.н., доцент) Нормоконтролер О.Л. Иванова Екатеринбург 2000 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ 8 1.1. Исторические особенности возникновения пасхальных яиц 9 1.2. Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России 19 1.3. Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и особенности их оформления 33 1.4. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц 45 ГЛАВА II ВЫПОЛНЕНИЕ РОСПИСИ СЕРИИ ДЕРЕВЯННЫХ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ ПО ТЕМЕ: "ЖИТИЕ ИИСУСА ХРИСТА" 47 2.1. Выбор темы, материала и композиции для создания серии 48 2.2. Описание росписи серии пасхальных яиц 53 2.3. Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах 67 ГЛАВА III. ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ИСТОКАМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ "ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС" 70 3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания молодого поколения 71 3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при воспитании и обучении 75 3.3. Применение компьютерных технологий при обучении 82 3.4. Разработка обучающей программы "Пасхальные яйца. Исторический экскурс" 92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 ЛИТЕРАТУРА 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 100 Введение В культуре народов нашей страны особое место занимают художественные промыслы, представляющие собой центры декоративно-прикладного искусства, традиции которых исчисляются столетиями. Это искусство связано крепчайшими нитями с жизнью. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось в его недрах. Постепенно оно наполняло своими формами, красками и узорами весь вещественный, хозяйственный, семейный и трудовой народный быт. Искусство промыслов - это одно из ярких подтверждений естественного влечения человека к красоте и художественному творчеству. С первых лет зарождения народной культуры советское правительство уделяли большое внимание развитию художественных промыслов. В напряженной обстановке гражданской войны, 26 апреля 1919 года Всероссийский центральный исполнительный комитет принял постановление "О мерах содействия кустарной промышленности". В дальнейшем периодически выходили различного рода правительственные и общественные документы, помогающие развитию и совершенствованию народных художественных ремесел, промыслов и производств. Качественно новый этап в этом направлении был открыт постановлением ЦК КПСС "О народных художественных промыслах", принятым в декабре 1974 года. Это постановление проанализировало положение в художественных промыслах и наметило пути их дальнейшего подъема. Оно содержит ряд положений и требований, определяющих будущее народного искусства. Создание и развитие народного искусства всегда рассматривалось правительством не только как важная народнохозяйственная задача, а в первую очередь как эстетико-идеологическая проблема, имеющая непосредственное отношение к формированию художественной культуры [18, 1]. ............ |