Государственное образовательное учреждение
Профессионального высшего образования
Московский государственный университет
Экономики, статистики и информатики
Бузулукское представительство
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «ОБЩАЯ РИТОРИКА»
вариант № 1
студентка: Герцев Денис Анатольевич
Группа № 65
специальность: «Юриспруденция»
преподаватель:
дата проверки:__________________
оценка:________________________
подпись преподавателя:___________
нормоконтроль:__________________
г. Бузулук 2009
Содержание
1. Беседа. Психологические аспекты диалога. Основные виды бесед (семь), дать характеристику каждому виду беседы.
2. Умение убеждать. Дайте характеристику аудитории, оратору.
3. Искусство спора. Правила ведения цивилизованного спора.
4. Тесты.
Литература.
1. Беседа. Психологические аспекты диалога. Основные виды бесед (семь), дать характеристику каждому виду беседы
Львиная доля всех слов, которые нам доводится произносить в нашей жизни, отлита в форму беседы. Беседа, - замечает в своем словаре В.И. Даль, - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Иначе говоря – это прямой, или открытый, диалог. Говорящий и слушающий постоянно меняются местами, и каждый должен сообразовывать свои слова с высказываниями собеседника, а поскольку чужая мысль не предсказуема, ответ приходится давать экспромтом, что придает речи выраженный дискурсивный (поисковый) характер. Поэтому беседу спланировать труднее, чем монолог. Тем важнее уметь готовиться к ответственной беседе.
В жанре беседы выделяются две основные стратегии речевого поведения – эгоистическая и альтруистическая. В эгоистической стратегии собеседники – один, оба или несколько – превращают диалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает только себя, преследуя речевую цель выговориться, заявит о себе, повластвовать. В альтруистической стратегии осуществляется подлинный диалог, проявляется уважение к собеседнику, желание понять его мысли и его личность, умение слушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу, отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний.
Основных видов беседы семь:
1. Непринужденная дружеская беседа.
2. Проблемная беседа.
3. Ознакомительная беседа.
4. Светская или салонная беседа.
5. Деловая беседа.
6. Информационная беседа.
7. Застольная беседа.
Непринужденная дружеская беседа важна не столько своим, сколько созданием атмосферы общего душевного комфорта. Обмен информацией лишь повод для погружения в эту атмосферу; более того – избыток конкретной, требующей напряженного осмысления информации, а тем более любого рода тревожные сообщения мгновенно разрушают эту атмосферу. Здесь достаточно отринуть стратегию эгоиста и принять стратегию альтруиста. Собственно говоря, подлинная дружба не нуждается в методических наставлениях. Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты, на дедуктивную подачу информации, требование заведомо не критичного восприятия материала, использование элементов художественного стиля и практически всегда – разговорно-бытового, а порою и утрированного просторечного. ............