Проф. Джанаев Х.Г., студ. Дзгоев Т.В.
Кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности.
Горский государственный аграрный университет.
Всероссийская государственная налоговая академия
Проведен анализ положений Конституции СССР 1924, 1936, 1977, 1990 гг., согласно которым право совместного суверенитета распространялось исключительно на союзные республики. Выявлен экспансионистский характер внешнеполитического курса Республики Грузия по отношению к территории Российской Федерации.
Согласно Конституции СССР 1924, 1936, 1977, 1990 гг. право совместного суверенитета распространялось исключительно на союзные республики. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и утвердил союзный Договор об объединении Советских Социалистических Республик в союзное государство. По справедливому замечанию С.Н. Бабурина «Автономные республики в рамках СССР никогда суверенитетом не обладали. Изначально лишь подчеркивалось, что каждая такая республика имеет свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР (ст.92 Конституции РСФСР и ст.20 Конституции РСФСР 1937 г.)» [1]. В соответствии с союзным договором 1922 г. и Конституцией СССР 1977 г. (ст.82), в качестве субъекта Договора выступали только союзные республики, автономные образования самостоятельно решали вопросы, находящиеся исключительно вне пределов прав Союза ССР и союзной республики.
С наделением Грузинской ССР правом суверенитета в рамках своих полномочий и включением в ее состав Юго-Осетинской автономной области, разобщенность двух частей одного народа (аланского) была закреплена уже в конституционной форме. Географическое деление Алании (Осетии) на северную и южную, зафиксированное в письменных источниках VII в. – «Армянская география», «Житие св. Нины» и отражающее реальные исторические процессы, связанные с развитием аланского этноса, приобрело юридико-правовой характер [2]. На всю территорию Южной Осетии была распространена юрисдикция Грузинской ССР, что в одночасье привело к изменению действующих в Южной Осетии правовых норм. Так, с помощью русских штыков в XIX в., а затем волюнтаристских, дискриминационных по отношению к аланскому народу, решений советских партийных органов в 20-х годах ХХ в., южная часть территории Алании (Осетии) окончательно подпала под юрисдикцию Грузии. Автоматически Грузия приобрела новые, исключительно благоприятные естественные границы, расположенные в центральной части Главного водораздельного хребта, что открыло ей доступ к транскавказской магистрали, которую Грузия никогда в своей истории не контролировала.
«Территориальное верховенство власти есть способность органов государства, наделенных соответствующей компетенцией, монопольно устанавливать на всей территории государства единый правопорядок, издавать высшие в пределах этой территории общеобязательные правовые акты» [1]. С этого времени официальный Тбилиси стал обладать необходимыми ему юридико-правовыми рычагами для реализации своих экспансионистских планов в отношении аланского народа и территории юга России. Поэтому насильственное включение территории Южной Осетии с ее естественными границами в состав Грузии неизбежно привело в дальнейшем к крайне негативным для ее населения последствиям [3].
Вывод из-под юрисдикции России геостратегических территорий продолжался на протяжении всего ХХ в. ............