История плавания
Введение
История плавания, являясь частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая особенности данного вида физического упражнения.
Будущему специалисту по физической культуре и спорту, изучающему предмет «Плавание», необходимо ознакомиться с его историей, поскольку, как писал Н.Г. Чернышевский, «без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете».
Знание особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования физического воспитания.
Многие исторические факты и характерные эпизоды развития плавания могут быть использованы будущим педагогом в воспитательной работе со своими учениками, а также при ведении им агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту.
1. Плавание как жизненно необходимое, полезное физическое упражнение
1.1 Плавание с древнейших времен до XX века
Со времени своего появления на Земле человек всегда был неизбежно связан с водой. Водоемы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли.
Огромное значение воды в жизни первобытного человека, необходимость производственного освоения этой непривычной среды потребовали от него умения плавать, чтобы не погибнуть в суровой борьбе за существование. С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно необходимым в труде и военном деле. Только в дальнейшем, с развитием цивилизации, умение человека плавать стало применяться в целях физического воспитания.
Наблюдения путешественников, изучавших быт народов, близких по своей культуре к первобытной стадии развития, свидетельствуют о том, что наши далекие предки приобретали умение плавать в самом раннем детстве. Е.А. Покровский указывает, что «в Нукагаве, например, дитя не более года уже одно плавает в воде. Полинезиец без опаски бросает в воду своего ребенка, еще не пробовавшего плавать; двух- и трехлетние дети туземцев Таити проворно плавают в прибрежных волнах; трехлетние дети хоносов в Южной Америке сами бросаются в воду, чтобы плавать, дети арабов в Южной Месопотамии уже в семи- и восьмилетнем возрасте переплывают реку без посторонней помощи».
Умение плавать люди ценили всегда. Наиболее древние из найденных археологами изображений люден, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к третьему тысячелетию до п. э. (см. фото).
На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н. э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности, говорится; «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать придавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.
Целый ряд древних изображений свидетельствует о применении плавания в различных видах трудовой деятельности. Так, наскальные рисунки каменного века на полуострове Арнхсмленд (север Австралии) изображают людей, плывущих с копьями и связками рыб в руках. Весьма распространенным сюжетом древнеегипетских рельефов была охота вплавь па водоплавающих птиц и ныряние за рыбой. ............