Часть полного текста документа:Иван Суриков Суриков Иван Захарович (1841-1880) - поэт. Р. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве "по торговой части", пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале "Развлечение" появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: "На мосту", "На могиле матери", "Шум и гам в кабаке". После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале "Дело", а затем в "Вестнике Европы", где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты ("Садко", "Богатырская жена" и др.). Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник "Рассвет". В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С. В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С. к туберкулезу. В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы С. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. "Грустны песни мои, как осенние дни", говорит С. в одном из своих стихотворений; "Мой стон больной звучит тяжелою тоской", - повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как "Ой, дубинушка, ты ухни" и "Казнь Стеньки Разина". Но суриковская "Дубинушка" носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг. Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений С. сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников ("Эх, ты, доля, моя доля", "Сиротою я росла", "Толокно", "Казнь Разина" и др.). Список литературы I. ............ |