МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психологии образования
Кафедра Педагогической психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности 030301 «Психология»
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Студентки 9 группы 6 курса з/о
_ДВОРНИК ВЕРОНИКИ ДМИТРИЕВНЫ
Научный руководитель, доцент кафедры _МУХОРТОВА_ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Москва 2008г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Понятие агрессии и ее проявления
1.2 Причины агрессивности, ее виды и механизм действия. Основные теоретические подходы
1.3 Психофизиологические основы агрессивности
ГЛАВА 2. АГРЕССИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Агрессивность детей и роль семейного воспитания в ее возникновении
2.2 Возрастные и психологические особенности агрессии детей
2.3 Специфика агрессии в подростковом возрасте
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
3.1 Методика эмпирического исследования
3.2 Ход эмпирического исследования и основные результаты
3.3 Практические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения у младших подростков, формы конструктивного выхода из конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования агрессивности младших подростков определяется насущными проблемами общественной жизни. Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически–нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения.
Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности, например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несовершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние становятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков более младшего возраста. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека в детском и подростковом возрасте.
Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на вопрос: является ли агрессивность подростка признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания.
Еще одна сложность проблемы в том, что она стоит на стыке многих наук: психиатрии, психологии, социологии, педагогики, философии, юриспруденции и каждая рассматривает эту проблему в своей терминологии и в своем понимании. ............