Часть полного текста документа:Клубное объединение в школе как воспитательный феномен С.Л. Паладьев, Ярославский педуниверситет Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей. Клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая - это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в техническом кружке и др.). Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка. Слово "клуб" пришло в русский язык из английского в середине ХУ111 века и означало "объединение людей". Интересны славянские корни слова. В старославянском языке слово "клуб" образовалось путем усечения суффикса от слова "клубок", означая "шаровидную массу пара, дыма", или просто "шар". Старославянское и английское определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках "клуба". Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая "кружковость" стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну из особенностей клубов -коллективизм и сплоченность (единый "шар"). Клубные объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции, общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные объединения учащихся по интересам. Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика. "Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений".i "Клубы детские и подростковые - общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения..."ii Детский клуб -это "такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников". i Тем не менее каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и мы попытались отразить их в соответствующих определениях. Клуб в школе - это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления. Кружок - это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера. Студия - определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная). Секция - это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. ............ |