АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина» (Бокситогорский филиал)
Зачётная работа
Тема:
«Когнитивные парадигмы пространства культуры»
По дисциплине:
«Культурология»
Выполнила студентка: Кислицына Светлана Олеговна
Специальность: Государственное и
муниципальное управление.
2010 Бокситогорск
Содержание
Понятие “когнитивные парадигмы”
Формирование психологической парадигмы
Три парадигмы — три методологические ориентации в психологии
Естественнонаучная парадигма
Гуманитарная парадигма
Практическая парадигма (когнитивная)
Список литературы
Понятие “когнитивные парадигмы”
Для начала разберём понятие “когнитивные парадигмы”.
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение. Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Парадигмы (paradigms) П. наз. правила или предписания, которые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ. науки. П. в действии эквивалентны набору базовых идей или понятий, направляющих поведение индивидуума, а, следовательно, задающих параметры стандартного способа функционирования в отношении цели или характера работы, и становящихся способом выполнения данным индивидуумом к. л. дел или способом решения к.-л. проблемы. П. обнаруживаются в любой культуре. Каждой культуре присущи собственные нормы, определяющие границы приемлемого поведения и становящиеся надлежащими способами выполнения тех или иных функций.
Когнитивные парадигмы - теории о знании. А именно:
· Житейские знания
· Мистические верования
· Рациональная форма-разум и опыт
Поэтому по-другому это понятие является Психологической антропологией, которую рассматривает Психологическая парадигма.
Формирование психологической парадигмы
Этот подход можно понять уже из самого названия: для объяснения культурных феноменов их редуцируют к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывают особенности культуры .Эта парадигма сформировалась во второй половине ХIX в. И к настоящему времени прошла три этапа. На первом использовались преимущественно философическо-психологические представления, на втором такие психологические концепции, как гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ, на третьем к ним добавились когнитивная психология и теория информации (последнее направление получило название ‘’психологической антропологии’’).
Естественно-научная парадигма
Естественно-научная парадигма берет в качестве такого образца науки о природе. ............