1. Тема: Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности
труд психологический профессиональный самоопределение
Цель занятия: Исследовать представления субъекта труда о значимости индивидуально-психологических свойств, оценить их иерархию в связи с особенностями профессиональной деятельности.
Методика
Группе специалистов в какой-либо области профессиональной деятельности предлагается анкета, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Испытуемые (не менее 3 человек) должны оценить значение каждого из названных свойств для своего вида деятельности.
Опросник используется при изучении профессий, в которых преобладают элементы умственного труда.
Испытуемый должен внимательно прочитать сначала весь опросный лист, после чего приступить к его заполнению.
На каждый вопрос следует дать ответ при помощи цифр:
2 —если данное свойство совершенно необходимо для успешной работы по выбранной специальности;
1— если оно желательно;
0— если оно безразлично.
Испытуемые дано теста являются школьными педагогами:
1- начинающий учитель младших классов
2- учитель ОБЖ
3- Учитель Украинского языка и литературы
Бланк ответов:
Обработка и анализ результатов
1. Рассчитать среднюю оценку каждого свойства для обследованной группы испытуемых. Выписать свойства, признанные необходимыми (средняя оценка от 1,6 до 2), и установить их иерархию.
2. Вычислить среднюю оценку для каждой группы свойств и занести в протокол полученные данные.
3. Дать письменную расшифровку каждому из перечисленных свойств
Протокола
№ Свойства личности Средний балл 1-4 Аттенционные 18/3/4 = 1,5 5-10 Наблюдательность 28/3/5 = 1,8 11-20 Мнемические 50/3/10 = 1,6 21-30 Моторные 30/3/10 = 1 31-35 Сенсорные 11/3/5 = 0,75 36-40 Имажинитивные 21/3/5 = 1,4 41-50 Мыслительные 50/3/10 = 1,6 51-58 Эмоциональные 45/3/8 = 1,8 59-68 Волевые 52/3/10 = 2,8 69-74 Речевые 35/3/ 6 = 1,9 75-83 Коммуникативные 44/3/9 = 1,6
Вывод:
По результатам ответов испытуемых мы высчитали среднюю оценку по каждому свойству и по полученным результатам можно сказать, что средний бал мнемические, мыслительные, коммуникативные, наблюдательность, эмоциональные и речевые свойств личности, ниже среднего оказались сенсорные, моторные, имажинитивные, аттенционные, и более высокие оценки относительно среднего бала это волевые свойства личности. Для данной испытуемой группы все перечисленные выше свойства являются необходимыми, но установив их иерархию мы выделим более необходимые и таким образом мы представим их значимость по возвышающей. На первом месте у нас выступают коммуникативные, второе аттенционные, третье речевые, четвертое мыслительные, пятое наблюдательность, шестое имажинитивные, седьмое мнемические, восьмое сенсорные, девятое моторные, десятое эмоциональные и одиннадцатое волевые. Давая рекомендацию можно сказать что те качества которые оказались ниже среднего требуют их дальнейшего развития, качества получившие среднюю оценку можно усовершенствовать и более высокая оценка требует пересмотреть эти свойства и как они сказываются на их роде деятельности.
Аттенционные
Профессионально значимые свойства внимания — интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения — по-разному выступают в различных видах деятельности. ............