Часть полного текста документа:Когнитивные тесты в оценке персонала Пахомов А.П., РУДН, Москва, главный эксперт группы программно-диагностического комплекса "Эксперт +", Центра "Персонал XXI век" В соответствии с разработанным в рамках системного подхода представлениями о составе психики этот состав определяется тремя подсистемами, находящимися в сложном взаимодействии. Эти подсистемы: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Существует достаточно оснований считать, что при попытках получить полное описание характеристик человека необходимо привлечение характеристик состава и описания особенностей функционирования подсистем. При этом в качестве системообразующего фактора предлагается рассматривать выполняемую человеком задачу. Такой подход к исследованию психического, сформулированный в общем виде, целесообразно использовать в частных, конкретных случаях. Это относится и к определению и оценке профессионально важных качеств персонала. Естественно предположить, что для разных профессий представленность, важность функционирования какой-либо из подсистем будет разной. Но трудно представить такую профессию, в которой роль эффективности функционирования какой-либо из указанных выше подсистем была бы пренебрежимо мала. В связи с этим встает вопрос о необходимости и достаточности состава методик, используемых для оценки ПВК персонала. Не претендуя на исчерпывающий анализ ситуации на рынке психологических услуг, все же на уровне тенденций можно отметить, что в последнее время в предлагаемых для использования в оценке персонала батареях тестов наблюдается недостаточное внимание к использованию когнитивных методик. К когнитивным методикам принято относить методики, направленные на определение характеристик ощущения, восприятия, интеллекта, памяти, внимания, сенсорных и моторных возможностей. С очевидностью можно сказать, что для подавляющего большинства профессий получение информации по когнитивным характеристикам человека является важным. К наиболее болезненным проблемам тестирования относятся проблемы "обучения" работы с тестами и проблема понимания желательности ответов определенного сорта. Первая проблема обусловлена тем, что в настоящее время с широким распространением санкционированного и несанкционированного доступа к информации по психологическому тестированию для большой части населения стали известны общеупотребительные методики. Дело усугубляется еще и тем, что с распространение компьютерной грамотности и компьютеризированного формата тестирования люди получили самостоятельный доступ к психологическим тестам. Естественно, появилась возможность путем перебора вариантов ответов получать и варианты той или иной интерпретации результатов. Смысл тестирования зачастую теряется настолько, что "наивный" испытуемый при предъявлении первого же пункта теста сообщает название теста и имя его разработчика. Вторая проблема определяется тем, что во многих случаях тестирования личностных и социально психологических характеристик испытуемый знает, как представить себя в нужном свете. Так, по нашему мнению, при тестировании мотивационной сферы практически не возможно избежать ответов, нагруженных социальной желательностью. ............ |