Содержание
Введение
1. Коммерческая тайна
1.1 Понятие Коммерческой тайны
1.2 Промышленный шпионаж
2. Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Методы и способы защиты коммерческой тайны на ООО «Ди-Тревел»
3. Недостатки действующего механизма защиты коммерческой тайны и пути его совершенствования
Заключение
Список литературы
Введение
Данная курсовая посвящена исследованию системы защиты коммерческой информации туристической фирмы и предложению мер по ее улучшению.
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Анализ и выявление этих мер в данной работе поможет способствовать безопасности информации на представленном мною предприятии.
1. Коммерческая тайна
1.1 Понятие коммерческой тайны
К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином “коммерческая тайна” широко используются такие термины, как “конфиденциальная информация”, “ноу-хау”, “секреты производства”. Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется “коммерческой тайной”.
В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Из данного определения вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.
Первый признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.
Второй признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.
Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. ............