Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия
  Служба (отдел) маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.
 Служба (отдел) маркетинга возглавляется заместителем генерального директора предприятия по маркетингу (по коммерческим вопросам), начальником службы (отдела) маркетинга или директором по маркетингу.
 Структуру и штаты службы (отдела) маркетинга утверждает генеральный директор предприятия, исходя из условий и особенностей закупок, производства, сбыта и других работ, возложенных на службу (отдел).
 Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия:
 1.  Взаимодействие с отделом главного конструктора (главного инженера)
 Служба (отдел) маркетинга получает:
 - перечень основных изменений, внесенных в конструкцию выпускаемых товаров;
 - утвержденные технические задания;
 - комплект технической документации по авторскому надзору;
 - чертежи на узлы и детали машин;
 - деталировки для оценки соблюдения принципа модульности конструкции изделия;
 - инструкции по эксплуатации, обслуживанию и агрегатированию производимой техники;
 - карты испытаний;
 - отчеты по надежности техники и нормальной эксплуатации;
 - руководящий материал по сбору и переработке информации о надежности и долговечности техники;
 - техническую документацию по ремонту и эксплуатации техники;
 - сведения о снятии с производства устаревших машин;
 - технические условия и данные на вновь разрабатываемые изделия на согласование;
 - технические характеристики, описания преимуществ, результаты испытаний и другие данные по вновь разрабатываемым изделиям, необходимые для их рекламно-информационного продвижения на рынок;
 - чертежи (эскизы) тары или упаковки;
 - комплект нормативно-технической документации, необходимой для предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания.
 Служба (отдел) маркетинга предоставляет:
 - информацию и отчеты по уровню надежности изделий о выявленных дефектах и отказах;
 - анализ и предложения по рекламациям и отказам техники в условиях нормальной эксплуатации;
 - справки и перечни по авторскому надзору;
 - технические предложения по совершенствованию или изменению конструкции выпускаемой техники, использованию новых и улучшенных материалов;
 - предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники;
 - предложения по расширению возможного диапазона применения товаров (услуг) на основе анализа требований и пожеланий покупателей (заказчиков);
 - предложения по созданию модификаций продукции применительно к определенным сегментам рынка;
 - рекомендации по совершенствованию отделки, окраски, по изменению стиля, дизайна, обеспечивающих улучшение эстетического вида товаров;
 - рекомендации по совершенствованию упаковки и консервации, обеспечивающих улучшение сохранности товаров в процессе транспортировки и хранения;
 - предложения по улучшению ремонтопригодности выпускаемой техники, обеспечению адекватного уровня унификации и нормализации конструкции, повышению надежности отдельных агрегатов, узлов и деталей;
 - статистику расхода запчастей на гарантийное обслуживание;
 - информацию о качестве продукции;
 - предложения по разработке и корректировке эксплуатационной и ремонтной документации;
 - согласованные технические задания на вновь разрабатываемые изделия;
 - предложения по совершенствованию технических условий на новую продукцию;
 - рекомендации по снятию с производства устаревших или не имеющих сбыта изделий.
 2.  Взаимодействие с отделом главного технолога (технического директора)
 Служба (отдел) маркетинга получает:
 - комплекты технологической документации на изготовление, обработку, консервацию, погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы (операционные, маршрутные и инструкционно-технологические карты);
 - инструкции и описания технологии восстановления отдельных деталей и узлов.  ............