КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕФЛЕКСА «ИЗБЕГАНИЯ)»
Развитие ребенка определяется зрелостью нервной системы. Этапы созревания мозга проходят в определенной последовательности, и должны быть правильно завершены. Если рефлекс «избегания», который появляется еще во внутриутробном периоде жизни, не будет отработан у ребенка, возможно, останутся неадекватные реакции на прикосновения, неожиданные звуки, неуверенность при тактильном обследовании предметов и др.
Также возможна гиперчувствительность к сенсорной нагрузке, что может привести к физическим и психологическим нарушениям в виде фобий.
С целью снятия подобных состояний на занятиях проводится многократная неожиданная легкая сенсорная стимуляция для формирования адекватной реакции организма на раздражители.
Задачи:
1. Развивать тактильные, слуховые и вестибулярные анализаторы.
2. Отработать рефлекс «избегания».
3. Развивать координацию движений.
4. Совершенствовать тактильно-осязательное чувство. Оборудование: канат, бубен, колокольчики, барабан и другие звучащие предметы.
Упражнения можно выполнять в помещении группы босиком, чтобы рецепторы стопы принимали активное участие в развитии осязания.
Дети делятся на две подгруппы: одна выполняет упр. 1, другая в это же время упр. 2. Потом группы меняются местами.
Выполнять каждое упражнение по 1-2 мин 3 раза в день.
Для эмоционального настроя предлагаем детям образ кошек или котят, которые тренируются для ловли мышей.
Упр. 1. Дети выстраиваются в «цепочку». Первый ведущий обходит «цепочку» за спинами детей, касаясь рукой любых мест на спине, плечах и т. д., и становится в конец «цепочки», второй игрок продолжает и т. д.
Методические рекомендации. Тактильное касание проводится в произвольном порядке. Дети должны спокойно реагировать, не оглядываться и не избегать касаний.
Стимуляция тактильных рецепторов приводит к активации многих анализаторных систем, переводит количество неожиданных прикосновений в качество привыкания. Таким образом, формируется восприятие тактильного ощущения и возникает способность анализировать прикосновение без страха.
Упр. 2. Ходьба по канату в сопровождении любых звуков. Руки в стороны, ладони вверх, голова прямо, плечи расправлены, лопатки соединить.
Дозировка: 1-2 раза.
Методические рекомендации. Упражнение выполнять в сопровождении любых неожиданных звуков (бубен, барабан и т. д.). Звуки должны быть нерезкими и звучащими в неопределенном ритме, вразнобой. Источник звука желательно спрятать.
Упр. 2 направлено на осторожную стимуляцию слуховых и вестибулярных рецепторов для формирования слухового анализатора и адекватной реакции на неожиданные звуки при условии сохранения равновесия. Дети должны догадаться, что это за звук, откуда он исходит, и спокойно продолжать движение. Положение рук в стороны с раскрытыми ладонями способствует формированию правильной осанки. При этом дети не должны втягивать голову в плечи, лопатки необходимо соединить.
Через неделю упражнение можно усложнить, попросив детей иногда закрывать глаза.
Комплекс выполнять 2 недели по 3 раза в день.
На других занятиях с целью совершенствования тактильно-осязательного восприятия предлагаем проводить с детьми игры на распознавание предметов по их качествам: мягкое, шершавое, колючее и т. ............