На правах рукописи
ШИТЯКОВА Наталья Павловна
КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Уфа 2007
Работа выполнена в ГОУ ВПО
«Челябинский государственный педагогический университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Рябинина Наталья Павловна
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович,
ГОУ ВПО «Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор
Белкин Август Соломонович,
ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
доктор педагогических наук, профессор
Янгирова Венера Магасумовна,
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
Защита состоится «___» ____________ 2007 года в «____» на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Автореферат разослан «____»___________2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Г.И. Гайсина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др. В них все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания как воспитания, призванного решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
В связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей (экзистенциальной, религиозной, гуманистической, этнической и др.), концепций духовно-нравственного воспитания школьников, противоречивости информационного пространства, вхождения России в контекст современной мировой культуры и т.п. Однако результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о неготовности педагогов к этой работе. Только 9,3 % будущих учителей и 3,3 % учителей школ уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. ............