Часть полного текста документа:Концепция воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни Дроганов Виктор Иванович, врач, семейный психотерапевт, поликлиника №3 г.Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. Формирование сознательной активной личности - важнейшая задача государства. В её решении - ключ к выполнению всех других задач - производственно-экономических, социально-политических, к дальнейшему подъёму всех сфер общественной жизни. В 2000 году Министерством просвещения ПМР была создана творческая группа для разработки концепции воспитания. В составе этой группы я принимал участие в разработке "Концепции воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни". С моей точки зрения, концепция воспитания, прежде всего, должна определить социальную значимость воспитательной работы и ответить на вопросы, определяющие объём и содержание программ воспитания. Вопросов, определяющих объём и содержание программ поведения, много, но наиболее важными из них являются следующие: • на построение какой семьи должно быть направлено воспитание - авторитарной или эгалитарной (эгалитэ - равенство); • какое место отводится подготовке к семейной жизни в общей системе воспитания; • какой метод воспитания взять за основу. Учитывая, что в формировании личности главную роль играют родители (из того, что воспитывается, 50% дает мать, 38% - отец), подготовке школьников и студентов к семейной жизни придается первостепенное значение. Воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, является конечной целью воспитательной работы, осуществляемой родителями, учебными учреждениями и средствами массовой информации. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры семейных отношений, присущих эгалитарной семье. В основе базовой культуры эгалитарной семьи лежит умение решать проблемы методом конструктивного спора. Поэтому формирование культуры семейных отношений надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного спора. Для решения этих задач предлагается применить метод психотерапевтической коррекции межличностных отношений. Воспитательный процесс, согласно психотерапевтической коррекции, представляет собой систему мероприятий, состоящую из трех компонентов: соответственно трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: когнитивного (информационного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого). Задачей первого, когнитивного компонента, является ликвидация дефицита информации путем последовательного и планомерного повышения уровня знаний, осведомленности учащихся в вопросах общения, формирования личности и межличностных отношений; создание поведенческой модели; формирование установок. Практически, это изучение микросоциологии, этики, психологии, логики, социологии и других наук о человеке. Но изучать их надо не каждую в отдельности, а в виде единого курса, который можно назвать "Человековедение". Особое значение на данном этапе придаётся изучению структуры и законов (морали) малых социальных групп. Второй компонент - аффективный. ............ |