Часть полного текста документа:Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России Вадим Аркадьевич Лапидус, доктор технических наук, генеральный директор СМЦ "Приоритет", профессор Государственного университета Высшей школы экономики (Н. Новгород). "Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета. Но возродится она лишь когда поймут, что спасение надо искать в качестве! Все основные крушения и унижения России были от объема и количества". Начнем с определений. Существует несколько определений TQM. Вот одно из них: "Total quality management это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты". Мы видим, что это и есть главные цели любого бизнеса. Вот еще одно определение TQM, взятое из международного стандарта ИСО 8402 "Менеджмент качества и обеспечение качества: "TQM (всеобщее руководство качеством) - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества". Интересны примечания к понятию TQM из упомянутого стандарта. 1. "Все члены" означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры. 2. Сильное и настойчивое лидерство руководство высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными моментами для успешной реализации TQM. 3. При всеобщем руководстве качеством (TQM) концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления. 4. Концепция "выгоды для общества" подразумевает выполнение требований общества". К настоящему времени около 300 тыс. компаний по всему миру внедрили международные стандарты качества; переходя на концепцию всеобщего качества, поменяли свою корпоративную культуру и методы менеджмента. В мире утвердилось общее мнение, которое очень четко сформулировал Дональд Питерсон (Donald Peterson), исполнительный директор компании Ford Motors Company. "Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции". Возможно, нам могут упрекнуть в том, что истины качества выглядят слишком простыми и банальными. Но это кажущаяся простота. Если перефразировать Германа Гессе, TQM является истиной, которую надо пережить. Может ли TQM стать национальной идеей России? Многие страны - Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы Бразилия - подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменении в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества. Вынесение идей Всеобщего качества на уровень нации является необходимым хотя бы по следующим четырем причинам. 1. Системный характер обеспечения качества. Качество продукции, услуг - системное понятие, оно с трудом решается в рамках одного, отдельно взятого предприятия. ............ |