Часть полного текста документа:АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТКШИ РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА НА ТЕМУ: "Костюм Древней Греции классического периода" Исполнитель: Юлия Руководитель: АЛМАТЫ 2000 Введение ...и почему детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень ? К. Маркс, "К критике политической экономии" Древняя Греция даже в ранний период своей истории по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. В период же классический (V-IV века до н.э.), после победы над Персией, когда греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов-государств - полисов и примыкавших к ним сельских окрестностей. Сельское хозяйство лежало в основе экономики городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения имело рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в частых междоусобных стычках, возникавших между отдельными полисами, и от внешних врагов Греции. В целях же торговли греки совершали длительные путешествия на кораблях, требовавших большой ловкости и выносливости. Понятие о гармонически развитой свободной человеческой личности, сложившееся в Древней Греции, во многом определило характер и пути развития греческой культуры. Тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду Древней Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелиры греческих колонн. Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой - модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - "все в меру". И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды. Симметрия костюма определялась не только прямоугольным куском материи, из которого он изготавливался, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла. И последнее требование Витрувия - целесообразность - соблюдалось. "Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев..." - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством. ............ |