Часть полного текста документа:Крейсер "Варяг" - герой? Артем Платонов Статья представляет собой попытку беспристрастно рассмотреть события 27 января 1903 года на рейде Чемульпо... Рождение легенды "Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга" "При всех конструктивных дефектах, делавших невыносимой даже повседневную мирную службу, он оставался крейсером - кораблем, предназначенным прежде всего для боевых действий в океане". Капитан 1-ого ранга Бэр о "Варяге" 10 мая 1899 года на верфи завода "Чарльз Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии без излишней помпы состоялась официальная церемония закладки крейсера 1 ранга для русского флота. По заводскому номеру корабль числился как "301", хотя еще 11 января 1899 года приказом Императора по Морскому Ведомству в состав флота России был официально зачислен строящийся в Америке крейсер 1-го ранга "Варяг". Предназначался он для усиления Тихоокеанской эскадры Российского императорского флота. Корабль являлся полуэкспериментальным - кроме котлов нового типа, в конструкцию и вооружение были внесены некоторые изменения. Осенью 1899 года стала известна окончательная дата спуска крейсера на воду - трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Адмиралтейства. В конце концов, 31 октября американские рабочие, ежась под холодным осенним дождем, перерезали толстый дубовый брус, удерживающий крейсер на стапеле. Заиграл оркестр, 565 русских моряков из команды крейсера рявкнули "Ура!", на мгновение заглушив даже медные трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю - с попом и святой водой - пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава комиссии Адмиралтейства Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным". Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?.. Теперь крейсеру предстояли ходовые испытания на соответствие его техническому заданию Адмиралтейства. Но вскоре после их начала погода в районе стала резко портиться. Ветер и волнение усилились настолько, что американская сторона предложила испытания свернуть и продолжить позже, при более благоприятных условиях. Глава комиссии Щенснович резко возражает: "Крейсер на то и крейсер, чтобы выполнять боевую задачу в любых условиях. Если сегодня дать ему поблажку, завтра погодные условия станут для него возможной причиной отказа от задания или слишком большой осторожности на поле боя... И с каких это пор шесть баллов считается погодой, непригодной для разведчика и рейдера?". Поэтому члены приемной комиссии с беспокойством продолжали наблюдать за тем, как изящный, грациозный крейсер продолжает выполнять галсы. Внезапно на мерную линию обрушивается жестокий шквал, волнение достигает 10 баллов. Все невольно задерживают дыхание и... вопреки всем ожиданиям (встречный ветер должен уменьшить скорость!) "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла. Щенснович, пряча усмешку, затем напишет в своем рапорте: "Если бы лучше правили рулем, скорость в середине последнего галса составила бы более 25 узлов"... ............ |