Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико−химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Под литографией понимают:
вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати;
способ плоской печати;
произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
Возникновение литографии.
Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.
Литография (от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Литография служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание. Литография изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Литография: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, Литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография. Д. П. Татиев. Специфический язык художественной Литография оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К Литография обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Литография Крупнейшим мастером романтической Литография был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. ............