Часть полного текста документа:Механизмы власти и экология Москвы Городские экологические проблемы в сравнении с другими многочисленными и очень серьезными проблемами, которые также рассматриваются на заседаниях правительства Москвы, могут составить последним серьезную конкуренцию. Как заявил мэр столицы, в будущем году в Москве два вопроса будут приоритетными: первый - преступность, второй - экология. Очень, на мой взгляд, своевременное и давно назревшее решение. И смог, что свалился на Москву в сентябре 1996 года, - первая ласточка, первое серьезное предупреждение - лишний раз подтвердил это. Объявленный приоритет экологии можно рассматривать как предвидение грядущих сложнейших проблем. Не так давно прошла конференция "Экология больших городов", на которой мэр города Ю.М. Лужков поставил очень важный вопрос о связи экономики и экологии. Экономические потери, связанные с "плохой экологией", более или менее точно можно оценить. Но самое интересное в том, что сама по себе экологическая работа пока что устроена довольно странным образом. Предположим, что вдруг по мановению волшебной палочки "экология" завтра станет хорошей. Следовательно, необходимость в выделении денег отпадает. Если же, наоборот, экологическая обстановка плохая, то всегда можно обострять общественное мнение, бить тревогу. И таким образом добиваться того, что деньги на экологию будут выделяться. В рамках такой экономической системы трудно ожидать, что экологическая ситуация когда-нибудь станет удовлетворительной. - Экологи будут всегда, независимо от ситуации, говорить, что что-то не так, потому что для них это "корм"? В рамках существующей системы экологам нет смысла добиваться полного решения всех проблем. Так как тогда они лишатся средств к существованию. Представляется разумной совсем другая схема. Например, представим, существует какая-то организация, которая "продает" городу чистый воздух. Сейчас на экологию тратится какая-то сумма, предположим, 60 миллиардов рублей. Мы говорим, что если воздух действительно чистый, то эта организация получит, к примеру, 20 миллиардов в год, независимо от того, что она делает. Она может вообще никаких расходов не делать. Как она добивается чистоты воздуха, это ее дело. Главное, она поставляет городу чистый воздух. Ей делегируются права контроля. Если сделать так, как я описал, то для этой организации будет самым выгодным совсем прекратить производство на территории Москвы, и тогда загрязнение воздуха у нее будет минимальным, а доходы максимальными. Но, конечно, так делать неразумно. А вот если мы увяжем плату за чистый воздух с каким-то процентом от валового внутреннего продукта территории, то наметится компромисс. Организация будет заинтересована и в производстве, и в чистоте воздуха. Таким образом появляется настоящий экономический механизм. - Москва ставит перед собой цель вывести промышленное производство за черту города? Не может быть целью в рамках свободной экономики вывести вредные производства из города. Целью может быть только создание таких условий, при которых у предприятий не будет альтернативы: либо организовать экологически приемлемое производство, либо уйти из города. Никаких других цивилизованных способов решить эту проблему нет. Есть, конечно, возможность лишить эти предприятия, например, телефонов, затевать с ними какие-то конфликты, существует еще, наконец, привычка слушаться по инерции начальства, но на самом деле единственный реальный способ - создать неприемлемые условия. В США городские власти принимают специальные законы, которые предписывают, каким образом может быть использован тот или другой земельный участок. ............ |