Часть полного текста документа:Методические основы совершенствования спортивных упражнений посредством оптимизации их характеристик Доктор педагогических наук Ю.А. Ипполитов, Кандидат педагогических наук В.С. Чебураев Результат спортивных упражнений всегда тесно связан с их основными характеристиками [1, 2]. Так, например, результат прыжка в длину с разбега при прочих равных условиях находится в тесной взаимосвязи со скоростью разбега в момент отталкивания от планки. Обычно эта взаимосвязь нелинейна. При малой скорости разбега длина прыжка невелика. С повышением скорости длина прыжка растет до тех пор, пока скорость не достигнет оптимального значения, при котором длина прыжка будет максимальной. При дальнейшем увеличении скорости разбега длина прыжка уменьшается. Сказанное выше в основном относится к выполнению двигательных действий при использовании потенциальных возможностей спортсмена, близком к предельному. При выполнении спортивных упражнений вполсилы эта закономерность может не прослеживаться. Взаимосвязь результатов спортивных упражнений с основными характеристиками движений можно аппроксимировать математическим выражением [3]. Такое представление опытных данных формулой часто дает возможность путем математических преобразований найти оптимальные значения одной или нескольких основных характеристик, индивидуальных для каждого спортсмена, при которых он при данном уровне скоростно-силовой подготовленности и при прочих равных условиях покажет наилучший спортивный результат. Подобная оптимизация основных характеристик движений возможна в различных видах спорта, в разных спортивных упражнениях любой трудности, начиная от элементарных суставных движений и кончая сложнейшими двигательными действиями. Совершенствование спортивных упражнений на основе оптимизации их характеристик производится в такой последовательности: - выбираются анализируемые упражнения; - выявляется основной механизм изучаемых движений; - находятся основные характеристики, которые детерминируют оценку упражнения, и способы их определения; - составляются уравнения множественной регрессии, характеризующие количественную связь параметров движений с результатом спортивных упражнений; - на основе экспериментальных данных определяются коэффициенты множественной регрессии и находятся оптимальные значения основных искомых характеристик; - проводится педагогический эксперимент, при котором обучаемые стремятся выполнить совершенствуемое упражнение с оптимальными параметрами. Разучиваемые упражнения подбираются отдельно для каждого спортсмена (или для группы спортсменов). Это могут быть элементы и соединения, которые предполагается включить в упражнение, движения, которые спортсмен начал разучивать, или упражнения, требующие дальнейшего совершенствования. В упражнениях высококвалифицированных гимнастов это будут элементы и соединения, обусловливающие основную трудность произвольных упражнений данного спортсмена, а также часто включаемые в комбинации сильнейших гимнастов мира элементы и соединения. Основной механизм изучаемых движений выявляется на основе использования законов механики и посредством моделирования двигательных действий. Основные характеристики определяются следующим образом: - посредством изучения основного механизма движений; - путем модельных исследований анализируемых элементов и соединений; - с помощью выявления статистической связи между основными характеристиками и результатом двигательного действия. К основным характеристикам могут относиться биомеханические параметры движений [4, 5], характеристики состояния сердечно-сосудистой системы [6] и др. Способы определения основных характеристик выявляются на основе анализа научно-методической литературы и путем разработки новых методов и устройств. Покажем применение разработанного нами метода совершенствования спортивных упражнений посредством оптимизации их характеристик на примере гимнастических упражнений и локомоций. Анализ работ по теоретической механике [7] показывает, что основными характеристиками фазы полета после толчка руками в опорных прыжках в гимнастике являются: модуль вектора скорости центра масс тела спортсмена в момент перехода в безопорное положение и угол между вектором скорости и горизонталью. ............ |