Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. Рубцовске ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Учебно-методические материалы ?Рубцовск, 1999. Составитель: ассистент Волков Е.С. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Учебно-методические материалы Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент В.И. Машуков и старший преподаватель Носкова О.Г. СОДЕРЖАНИЕ СТР. Введение.........................................................4 Тема 1. Понятие и показатели качества продукции...5 Тема 2. Эволюция систем управления качеством..............................................8 Тема 3. Стандартизация продукции. Сертификация. Товарный знак................................. ...10 Тема 4. Повышение качества..............................14 Тема 5. Учёт расходов, определяющих цену качества...............................................16 Тема 6. Управление качеством в СЩА и Японии....18 Тема 7. Особенности решения отдельных проблем качества на примере ряда компаний.........20 Тема 8. Внедрение комплексного управления качеством............................................22 Тема 9. Анализ качества труда............................24 Тема 10. Построение контрольных карт................27 Тема 11. Методы анализа качества продукции.......30 Почасовой тематический план............................31 Вопросы для зачёта..........................................32 Список рекомендуемой литературы.....................34 Список дополнительной литературы....................36 4 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методические материалы по дисциплине "Управление качеством" содержат сведения об основных экономических понятиях, рассматриваемых в данном курсе. В сборнике также приведены названия тем (с указанием вопросов, подлежащих раскрытию на лекциях и практических занятиях). Представлен список вопросов для зачёта и перечень рекомендуемой и дополнительной литературы для самостоятельной работы студентов. Учебно-методические материалы предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения. 5 Тема 1. Понятие и показатели качества продукции. 1.1. Понятие о качестве и красоте. 1.2. Требования к "качеству". 1.3. Показатели качества в различных сферах. 1.4. Причины брака. 1.5. Понятие "Управление качеством". Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. С позиции потребителя качество изделия - степень удовлетворённости требований потребителя. С понятием качества тесно связано понятие технический уровень продукции. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей: 1. Показатели назначения. 6 2. Показатели надёжности. 3. Показатели технологичности. 4. Показатели стандартизации и унификации. 5. Эргономические показатели. 6. Эстетические показатели. 7. Показатели транспортабельности. 8. Патентно-правовые показатели. 9. Экологические показатели. 10. Показатели безопасности. Помимо перечисленных показателей важна и цена изделия. Именно в связи с ценой возникает вопрос экономически оптимального или экономически рационального качества. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить следующей формулой: 7 Q - количественный показатель качества; С? - сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию, руб. Количественно определить качество весьма сложно. ............ |