Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Выпускная квалификационная работа
Методика изучения объемов многогранников в курсе стереометрии
Выполнила студентка V курса физико-математического факультета Черезова Валентина Анатольевна
Научный руководитель: к.пед.н., доц. каф. дидактики физики и математики Шилова З. В.
Рецензент: к.пед.н., ст.преп. каф. дидактики физики и математики Горев П. М.
Допущена к защите в ГАК
« » Зам. Зав. кафедрой М. В. Крутихина
« » Декан факультета Е. В. Кантор
Киров 2008
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы изучения темы «Объемы многогранников» в курсе геометрии 10-11 классов § 1 Анализ учебной программы по математике 10-11 классов § 2 Анализ учебников геометрии 10-11 классов § 3 Различные подходы к определению объема многогранников § 4 Цели изучения темы «Объемы многогранников» в курсе стереометрии 1.4.1. Развитие пространственных представлений 1.4.2. Развитие логического мышления Глава 2. Методика изучения темы «Объемы многогранников» § 1 Пропедевтика изучения темы «Объемы многогранников» § 2 Методика изучения темы «Объем. Объемы призмы. Объемы прямоугольного параллелепипеда» § 3 Методика изучения темы «Объемы пирамиды» Глава 3. Опытное преподавание Заключение Библиографический список Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9
Введение Основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает точный и правильный подход ко всему образовательному процессу, приведение его в соответствие с требованиями времени. В настоящее время традиционный взгляд на содержание обучения математике, ее роль и место в общем образовании пересматриваются и уточняются. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем [10].
Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка, поэтому изучение темы «Объемы фигур» очень актуально, так как они необходимы для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Тема «Объемы » – одна из центральных тем в курсе стереометрии средней школы. Проблема организации уроков по изучению объемов многогранников одна из самых актуальных, так как она занимает значительную часть в курсе стереометрии. Если педагог не знает методики, особенностей проведения уроков по тому или иному учебнику, то в классе не может идти речи об усвоении программного материала по математике.
По мнению А.Д. Александрова, вопрос о необходимости любого школьного предмета, о необходимости того или иного его раздела сводится к вопросу о его практической надобности и значении в развитии личности [2].
Понимание того, что практически нужно в геометрии и что в данном предмете может служить развитию личности, должно определять и содержание предмета, и постановку его преподавания.
Ни один предмет ученики так ни готовы воспринимать, как наглядную геометрию, в то же время, ни один предмет не начинают изучать в школе с таким опозданием, как геометрию. Шестилетний провал в геометрическом образовании детей – это трудно восполнимая потеря с точки зрения и общего эмоционального и умственного развития ребенка. Процесс геометрического образования должен быть непрерывным (не допускать периодов бездействия), равномерным (не допускать перегрузок на каких-либо этапах), разнообразным [30].
Во всяком подлинно геометрическом предложении, будь то аксиома, теорема или определение, неразрывно присутствуют эти два элемента: наглядная картина и строгая формулировка, строгий логический вывод. ............