Содержание
Введение
Глава 1. Изучение самоконтроля как элемента учебной деятельности младших школьников
1.1 Самоконтроль как элемент учебной деятельности
1.2 Психические особенности развития навыков самоконтроля у младших школьников
1.4 Организация работы учителей по формированию навыков самоконтроля у младших школьников
Глава 2. Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
2.1 Изучение навыков самоконтроля младших школьников третьего класса
2.2 Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
2.3 Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля
Заключение
Список литературы
Введение Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых есть проблема отсутствия систематичности в реализации целостного развития личности, подготовка ее к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню коммуникативной и информационной культуры.
Были выделены приоритеты в развитии образования, способствующие позитивным переменам и условиям их реализации. Особенно ценным для школьного учителя является признание ученика субъектом образования, самоценности его индивидуальности.
В ходе реализации программы развития системы образования, предполагается повышение качества образования и образовательных технологий и апробации нового содержания.
"Новое содержание" понимается как содержание, способствующее развитию личности ребенка, его становления как субъекта разных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать изменения.
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - цель развивающего обучения.
Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология "формирования учебной деятельности".
Формирование учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
И именно сейчас старое дидактическое правило "Учить детей учиться" как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.
Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. ............