Содержание
Введение
1. Вопрос 1
2. Вопрос 2
3. Вопрос 3
Заключение
Литература
Введение
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука является главной причиной бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории и др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Вопрос 1. В чем суть методологии как научной дисциплины?
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией.
Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах, методах) учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей[1].
Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Сущность методологии — поиск алгоритма, набора приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели:
1. Теоретической цели — модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме);
2. Практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
Предмет методологии – методы, способы, приемы, средства, принципы и др.
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира.
В методологии можно выделить следующую структуру:
· Основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика.
· Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности.
· Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач.
· Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
· Технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
· Методология познания
· Методология решение задач в информатике.
· Методология программирования.
· Подход к созданию чего-либо.
Вопрос 2. ............