Часть полного текста документа: В В Е Д Е Н И Е. Просвещение явилось политической идеологией, философией и культурой эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти- ческого общества. Представители немецкой классической философии высоко оце- нивали вклад Просвещения в развитие революционной философской мысли. Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходи- мую историческую эпоху развития человека, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реа- лизации социального прогресса. Гегель характеризовал Просвеще- ние как рационалистическое движение XVIII века в области куль- турной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии,права и судопроизводства, религии,искусства, морали. Крупнейшими мыслителями и идеологами этой эпохи стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просве- щенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прог- рессивной буржуазной идеолгии. В данной работе будут рассмотрены основные положения ми- ровоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро- вание нового образа суверенного человека и общества в целом. I. ОБЩИЙ ОБЗОР ПРОСВЕЩЕНИЯ Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных зна- ний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Научная деятельность Г.Гоббса, Р.Декар- та,Г.В.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и голландских картезиан- цев знаменовала новый этап в освобождении науки от духовной власти религии, буржуазный рост точных и естественных наук - физики, математики, механики, астрономии, становления материа- лизма Нового времени. Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII ве- ка (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах, Руссо). Во второй половине XVIII века и первых десятилетиях XIX века антифео- дальная идеология Просвещения развивается в Северной Америке (Франклин, Купер, Пейн), Германии (Мессинг, Кант), России (Ра- дищев, Новиков, Козельский) и странах Восточной и Юго-Восточ- ной Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветительской идеологии стран Востока в XIX веке - начале XX века, несмотря на национальное своеобразие, свидетельствует о теоретическом единстве основных идей Просвещения. Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосно- вавшая необходимость буржуазно-демократических социальных пре- образований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онто- логии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую те- орию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. ............ |