Часть полного текста документа:Морено Торроба Moreno Torroba Федерико Морено Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос - талантливый органист и дирижёр, под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи "Любовь-колдунья" (впоследствии этот балет исполнялся уже под управлением Федерико Морено Торробы) Блестяще завершив Мадридскую консерваторию по классу композиции Конрадо дель Карпьо, Торроба создаёт ряд симфонических сочинений, принёсших ему известность, - "Картины" (под впечатлением Веласкеса и Гойи), симфонические поэмы "La Ajorca de Oro" (1918) и "Soraida" (1919), сочинения для скрипки с оркестром "Capricho Romantico". В Испании популярна его лирическая комедия "Луиза Фернанда". Огромное влияние на молодого Торробу, как и на многих испанских композиторов, оказала русская музыка. "Мои первые контакты с русской музыкой, - писал Торроба Мирону Вайсборду 1 февраля 1977 года, - были связаны с концертами филармонического оркестра в Мадриде, который исполнял сочинения Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского. Оркестровые идеи этих композиторов имели заметное влияние на мою инструментальную технику. Влияние французского импрессионизма, начиная с Дебюсси и Равеля, продолжалось до того момента, пока я не встретился с вашим Игорем Стравинским, оказавшим на меня большое влияние и сделавшим моё перо более смелым, чем оно было до этого. Основная черта моей музыки - связь с фольклором. Но приёмы Равеля и Стравинского не чужды моим сочинениям". Именно на концертах Мадридского симфонического оркестра, которые посещал Андрес Сеговия, и произошла его встреча с Федерико Морено Торробой: в тот вечер впервые исполнялась его симфонические поэма "Картины". "Вскоре, - вспоминает Сеговия, - мы стали друзьями, и он откликнулся на моё предложение написать что-нибудь для гитары. Прошло несколько недель, и Морено Торроба принёс небольшое, но действительно красивое сочинение - Танец в ми мажоре! Несмотря на смутное представление о гитарной технике, он интуитивно нашёл правильный путь. Я с радостью включил эту пьесу в свой репертуар" (Segovia A. An Autobiography, p.194-195.). Живая сценка народного музицирования Кастилии, Танец Морено Торробы привлекает искренностью и изяществом мелодий. Позднее Морено Торроба написал Фандангильо и Араду, которые вместе с Танцем образовали "Кастильскую сюиту". С фольклором Кастилии связана ещё одна жемчужина репертуара Сеговии - "Бургалеска". В её основе напев, близкий к фольклору старого города Бургоса - родины легендарного народного героя Сида, с именем которого связано начало освобождения Испании от арабов. В звучании этого благородно-сдержанного напева угадывается одно из поэтических преданий, посвящённых подвигам Сида. Под пальцами Сеговии повествовательный характер напева, его декламационность, приближает к выразительности человеческой речи. Удачной оказалась и судьба написанной Торробой для Сеговии "Сонатины" - светлого жизнерадостного сочинения. Высоко оценил Сонатину Торробы и Морис Равель после её исполнения Сеговией в Париже: "Чтобы написать это сочинение, нужно быть талантливым и молодым". По требованию публики Сеговии часто приходилось бисировать Сонатину. Прочное место в концертных программах Сеговии занял и посвящённый ему цикл Торробы "Характерные пьесы", тесно связанный с исполнительскими достижениями гитариста, с бесконечным разнообразием его палитры. ............ |