Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
кафедра дошкольной педагогики и психологии
специальность 050715 Логопедия
КУРСОВАЯ РАБОТА №1
«Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия»
Автор
Виноградова Екатерина Николаевна,
студентка 2 курса 24 группы
Научный руководитель
старший преподаватель
Выбиванцева Татьяна Ивановна
Тверь, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
1.1 Понятие «дизартрии»
1.2 Нарушение звукопроизношения: причины и характеристика проявлений дизартрии
1.3 Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии
1.4 Система коррекционно-педагогической работы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике.
Успех логопедических занятий в детском саду во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено.
Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. ............