Часть полного текста документа:Некоторые аспекты методологии квантификационного исследования ментальности Р. В. Манекин "Я не отрицаю достижений науки о человеке. Надо только признать, что если мы знаем все больше о человеке, то, возможно, нам все менее ясна его сущность. Прогресс специальных наук... вместе тем исключает возможность простого и единого ответа. Рост этих знаний ставит под вопрос правомерность самой надежды иметь единый ответ" Marcel G. L'homme problematique. Paris, 1955. P.74. В самое последнее время в отечественной историографии, возникает все больше работ, авторы которых, в той или иной мере, затрагивают проблему ментальности. Между тем, четкое определение этого понятия нам неизвестно. В попытках отыскать истину или хотя бы обозначить проблему, учеными, философами, мыслителями было создано множество направлений в психологии, истории, антропологии, этнографии, философии, философии истории и других гуманитарных науках. Что касается нас, то, говоря о ментальности, мы бы, прежде всего, разделили понятия ментальности коллективной (национальной, социальной и т. д.) и индивидуальной. (При этом вопрос о терминах, безусловно, остается дискуссионным). В настоящее время большинство специалистов-историков занимаются изучением коллективной ментальности (1), и только намечается подход к проблеме ментальности индивидуальной.(2) Отсюда возникает проблема выработки единого понятийного и категориального аппарата, который мог бы эффективно использоваться как в первой, так и во второй сферах исследований - такого аппарата, который четко определил бы сферу компетенции гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и облегчил бы использование методов точных наук в гуманитаристике - с другой. Целью настоящей статьи и является разработка методологических основ изучения индивидуальной ментальности с помощью количественных методов. Итак, прежде всего, необходимо отметить, что, с нашей точки зрения, понятие "ментальность" является сложным и включает в себя следующие уровни: - психофизический (при этом существует гипотеза, согласно которой психофизические процессы носят неделимо-целостный , холистический характер, ввиду чего их нельзя адекватно выразить ни одной моделью, исходящей из представлений традиционной науки(4)); - психический; - культурно-исторический; - духовно-религиозный и космический. Модель психической структуры личности по К. Г. Юнгу описана в работе (4). Рассматривая культурно-исторический уровень ментальности, (очевидно - наиболее доступный квантифицированию), нужно, вероятно, исходить из предпосылки, что на личность оказывает значительное влияние совокупность слоев коллективного бессознательного, представленная в динамике исторического процесса. Иными словами, само понятие личности включает в себя как свою составную часть групповую ментальность в историческом контексте (не путать с понятием коллективной ментальности - см. понятие "соборная личность" у Н. Бердяева). Под групповой ментальностью, бытующей в историческом контексте, следует понимать отражение совокупного культурно-исторического, социального и национального опыта, преломленного в "линзе сознания" конкретной личности. Для анализа этого опыта выделим следующие культурно-исторические факторы, которые предлагаем рассматривать в синхроническом и диахроническом аспектах: 1) материальные факторы быта (экономические, этнографические и археологические данные); 2) поведенческие стереотипы (этнографические и психологические данные); 3) эмоциональное восприятие мира (данные психологии и художественного творчества); 4) художественное восприятие мира (этнографические и искусствоведческие данные, а также данные художественного творчества); 5) лингвистические факторы; 6) рациональное восприятие мира; 7) мировоззренческие факторы. Для квантификационного анализа, как думается, наиболее подходящими являются факторы 4 и 6 групп. ............ |