Обработка журнала нивелирования
Исходные данные:
Азимут начальной линии ПК0–ВУ1 равен:
А1= (3600–К0)+ К`= 3600–60+6`= 354006`
Отметка начального репера Н1 = 21,000 м
Отметка конечного репера
Н2 = (К*6): 1000+19,526 м = 36:1000+19,526= 19,562 м
Угол поворота φ1 и радиус R1 первой кривой равны φ1= 260 50` ; R= 200 м. Радиус второй кривой принимают за R2= 300 м, а угол поворота φ2 определяют по формуле:
φ2=180+К`= 18006`
Камеральная обработка результатов нивелирования трассы
Для выполнения расчетно-графической работы предлагается обработать журнал технического нивелирования. Нивелирование производилось способом «из середины».
Расстояния между пикетами 100 м
Расстояние Rp1–ПК0 = 55,00 м
Расстояние ПК5–Rp2 = 85,00 м
Результаты полевых измерений приведены в таблице.
Отметка начального репера Н1=21,000 м
Отметка конечного репера Н2= 19,562 м
На каждой станции вычисляют превышения между связующими точками. Найдя разность отсчетов между отсчетами по задней и передней рейке по черным и красным сторонам получаем вычисленные превышения:
a1 – b1 = hвыч1
a2 – b2 = hвыч2
Далее вычисляем средние превышения, получив среднеарифметическое из двух вычисленных превышений:
hвыч1 + hвыч2
2
Вычислив средние превышения на всех станциях и записав результаты в колонку 7, выполняют постраничный контроль. Для этого выполняют следующее:
Получить суммы отсчетов по средним нитям по задней рейке ∑a и по передней ∑b
Также получить суммы вычисленных ∑hвыч и средних ∑hср превышений:
Получить разность сумм отсчета ∑a–∑b по задним и передним рейкам:
В результате постраничного контроля должно выполняться условие:
∑a–∑b = ∑hвыч = 2*∑hср
Если это условие выполняется, то все расчеты верны, в противном случае следует все пересчитать. Сделав постраничный контроль для обоих страниц, по аналогии следует произвести общий контроль всей трассы.
Затем определяют невязку в превышениях по формуле:
Fh= ∑hср – (Н2 –Н1)
Полученная невязка не должна превышать допуска, вычисляемого по формуле:
Fh доп= ±50√L км
Если выполняется условие Fh ≤ Fh доп, то невязку распределяют между всеми средними превышениями и надписывают её над каждым средним превышением в колонке 7. Получив исправленные превышения, вписываем в колонку 8. Расчет поправок производится по формуле:
δh = Fh* /Lоб
где l – расстояния между пикетами, м
Lоб – общая длина нивелирного хода, м
На станциях, имеющих промежуточные точки, вычисляем горизонт инструмента:
ГИ= Нi+аi
Где Нi – высота предыдущей точки;
аi – отсчет по черной стороне рейки, установленной на задней рейке.
Таблица № 1
Журнал технического нивелирования
№ станции № точки Отсчеты по рейке Превышения, мм ГИ Отметки Н, мм
Задней
a
Передней
b
Промеж.
c
Вычисленные hвыч
средние
hср
исправленные
hиспр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Rp1
ПК0
1421
6206
2418
7205
-997
-999
+5
-998
-993
21000
20007
2
ПК0
ПК1
0310
5095
2833
7622
-2523
-2527
+10
-2525
-2515
20007
17492
3
ПК1
П+15
П+20
Л+9
Л+20
ПК2
0581
5372
2569
7358
1736
1510
2465
0733
-1988
-1986
+10
-1987
-1977 18073
17492
16337
16563
15608
17340
15515
4
ПК2
+60
ПК3
0491
5273
2380
7164
1932
-1889
-1891
+10
-1890
-1880 16006
15515
14074
13635
∑a=
24749
∑b=
39549
∑hвыч=
-14800
∑hср=
-7400
Постраничный контроль
∑a – ∑b = -14800 = ∑hвыч = 2*∑hср
Продолжение таблицы 1
№ станции № точки Отсчеты по рейке Превышения, мм ГИ Отметки Н, мм
Задней
a
Передней
b
Промеж.
c
Вычисленные hвыч
средние
hср
исправленные
hиспр
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
5
ПК3
+20,5
+33,3
+51,5
+68,7
ПК4
1858
6641
1382
6167
2326
2361
2948
2324
+476
+474
+10
+475
+485 15493
13635
13167
13132
12545
13169
14120
6
ПК4
+32,3
+80,5
ПК5
2989
7777
0046
4832
1670
0405
+2943
+2945
+10
+2944
+2954 17109
14120
15439
16704
17074
7
ПК5
Rp2
2696
7481
0216
4999
+2480
+2482
+7
+2481
+2488
17074
19652
∑a=
29442
∑b=
17642
∑hвыч=
+11800
∑hср=
+5900
Постраничный контроль
∑a – ∑b = +11800 = ∑hвыч = 2*∑hср
Общий контроль
∑a=54191 ∑b=57191
∑hвыч=-3000
∑hср=-1500
∑з – ∑п = -3000 = ∑hвыч = 2*∑hср
∑hт = Н2 – Н1 = 19,562 – 21,000 = -1,438
Fh = ∑hср – ∑hт = -1500 – (-1438) = -62
Fh доп= ±50√L = ±50√0,64 = ±40
Fh ≥ Fh доп
Последовательность построения продольного профиля трассы
Построение продольного профиля трассы выполняют на миллиметровой бумаге размером 35×50 см в масштабе: горизонтальном – 1:2000, вертикальном –1:200.
В графе расстояния откладывают в масштабе пикеты и промежуточные точки, указывая расстояние между соседними точками.
Над отложенными пикетами и промежуточными точками в графе «Отметки земли по оси дороги» выписывают из журнала нивелирования с точностью до 0,01 м. ............