Часть полного текста документа:О демотивации... Светлана Белова "Как по Маслоу..." О мотивации персонала можно найти горы литературы. Любой специалист по HR с ходу назовет 5-10 теорий. Дошло до того, что образовались несколько классификаций теорий трудовой мотивации, например: - "Теории удовлетворения", "Теории побуждении" и "Внутренние теории" или - "Содержательные теории", "Процессуальные теории" и "Современные теории". Но на практике оказывается, что сотрудника гораздо легче демотивировать, большинство руководителей это умеют делать очень хорошо. Часто удается демотивировать работников настолько удачно, что процесс становится необратимым. Заставить же подчиненных работать с полной отдачей не получается ни по одной из теорий... Определение "от обратного" С одной стороны, тьма - есть отсутствие света, с другой стороны, большинство религий признают, что зло представляет собой самостоятельную силу, а не есть простое отсутствие добра. В случае демотивации также не удается прямым отрицанием ни одного из известных определений выяснить, что же это такое. Например, "мотивация - это побуждение работника к трудовой деятельности путем положительного воздействия на присущие ему мотивы труда". Тогда, демотивация - это отвращение работника от трудовой деятельности путем отрицательного воздействия на присущие ему мотивы труда? А может быть путем отсутствия должного воздействия? Симптомы этой "известной корпоративной болезни" почти всегда ясны, осложнения - тоже, но "возбудители" зачастую не очевидны ... "Демотиваторы" и "мотиваторы" Одна из теорий - Герцберга гласит, что все способы "побуждения работника" можно разделить на "гигиенические" и "мотивирующие" факторы. Иначе говоря, нужно учитывать и положительные и отрицательные силы: "силу отталкивания дискомфорта" и "силу притяжения надежды". Например, условия труда действуют только со знаком "минус". Если они плохие, то демотивируют, а если хорошие, то воспринимаются как должное. Со знаком "минус" действует также стабильность, причем особо опасно первое проявление нестабильности, оно порождает недоверие, до преодоления которого (крайне трудного и продолжительного) бессмысленны любые мотиваторы. В "отрицательные" силы можно записать и всю социальную группу мотиваторов. Раздоры в коллективе демотивируют, но прекрасные человеческие отношения способствуют приятному общению, а не производительной деятельности. Самый большой вопрос связан с материальным вознаграждением. Безусловно, несправедливая оплата труда сильнейшим образом демотивирует сотрудников. Практика показывает, что справедливая оплата мотивирует сотрудников очень хорошо в тот момент, когда только что преобразовалась из несправедливой. К сожалению, мотивационный эффект от материального вознаграждения непродолжителен во времени и не действует на значительную часть сотрудников. Что же может рассматриваться, как факторы со знаком "плюс"? То, что приносит удовлетворение на более глубоком уровне. Например, интерес к достижению ощутимых результатов в профессиональной области, т.е. собственно к самому содержанию работы. Для большого количества людей таким стимулом может быть признание их заслуг. ............ |