Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный технический университет Институт международных образовательных программ Кафедра "Управление международным образованием" Доклад Образование в средневековой Германии Выполнила: студентка группы 3142/2 _______ Иванова А.В. Руководитель:________ Емельянов В.В. Санкт-Петербург 2001 В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырчкие школы. Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах - 7-10-летние, в больших школах - более взрослые). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнисколаа) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений. Наиболее известны ми были школы Галле, Рейхене, Фульде в Германии и ряд других. В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в Х в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480-533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т. е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания. В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене в Германии. К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах. Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочитали изучать Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия и т. д. По тем же причинам почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Христианские учителя руководствовались Догматом: "Тело - враг души". Впрочем, нельзя говорить, что школа совсем забыла, что имеет дело с детьми. ............ |