Реферат
по истории на тему:
"Общественная жизнь 20-х годов. Образование СССР"
Договор об образовании СССР – документ, юридически оформивший и закрепивший объединение в одно союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик – четырёх советских социалистических республик – РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Грузии, Азербайджана и Армении). Этот союзный договор был принят 29 декабря 1922 конференцией полномочных делегаций, избранных съездами Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР, а 30 декабря того же года договор вместе с Декларацией об образовании СССР был в основном утверждён 1-м съездом Советов СССР. 31 января 1924 2-й съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию СССР, составной частью которой стал договор об образовании СССР. В основу договора положены ленинские принципы устройства союзного социалистического государства. В нём зафиксированы конституционные основы СССР, определены верховные органы государственной власти и государственного управления СССР, зафиксирован порядок избрания и нормы представительства делегатов съезда Советов СССР, порядок созыва съездов Советов и сессий ЦИК СССР, определён состав Советов Народных Комиссаров СССР и союзных республик. В договоре регламентированы общие принципы нормотворческой деятельности и подчинённости государственных органов СССР и союзных республик, установлена система соподчинения актов, издаваемых союзными и республиканскими органами. Договор установил единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик и право свободного выхода из Союза каждой из союзных республик. На исходе гражданской войны территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных государственных и национально-государственных образований, статус которых определялся многими факторами: движением фронтов, состоянием дел на местах, силой местных сепаратистских и национальных движений. По мере того как Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникала необходимость упорядочения национально-государственного устройства. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен партийных споров по национальному вопросу. Значительная часть большевиков игнорировала идею национального самоопределения, целиком полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства; их лозунг – «Долой границы!». Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о форме национального самоопределения в зависимости от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Осознавая сложность проблемы, Ленин настанвал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Как раз к месту пришелся «чудесный грузин». Закрепление в партии за И.В. Сталиным роли специалиста по национальному вопросу, было связано с тем, что его «разработки» совпадали с мыслями самого Ленина. ............