ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Предварительное расследование представляет собой вторую стадию уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела и является основной формой отечественного досудебного производства по уголовным делам.
Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел. Исключение составляют лишь уголовные дела частного обвинения, установление обстоятельств по которым сложности обычно не представляет. Однако в предусмотренных законом случаях (ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 21 УПК) по данной категории дел также может быть проведено предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами, круг которых строго определен законом. К их числу относятся: прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель (ст. 5, 37, 38, 39 и др. УПК).
Прокурор в российском уголовном процессе
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.
Надзорная функция прокурора на Предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, - и началу целесообразности.
Руководство прокурором ходом расследования в российском процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования. Здесь, пользуясь названным выше критерием, можно разделить полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса на две большие группы.
Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. 37 и 221 и некоторых других:
1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
2. Давать согласие дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела (ч. 1 ст. 146).
3. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается только на основании судебного решения (ч. ............