Основные этапы и концепции развития менеджмента.
1.Введение.
История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
-развитие реального общественного и затем промышленного производства;
-появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
-развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.
2.Историческая периодизация развития менеджмента.
Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.
В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.
Управленческий континуум.
Годы
Индивидуум или этническая группа
Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов. 4000 до н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля. 2700 до н.э. Египтяне Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы- "облегчи свою душу". 2600 до н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления. 2000 до н.э. Египтяне Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба". 1800 до н.э. Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности. 1600 до н.э. Египтяне Централизация в организации управления. 1491 до н.э. Евреи Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения. 1100 до н.э. Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля. 600 до н.э. Навуходоносор Контроль за производством и стимулированием через заработную плату. 500 до н.э. Менциус Признание необходимости систем и стандартов Китайцы Признание принципа специальности Сун-Цзы Признание необходимости планирования, руководства и организации. 400 до н.э. Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства Кир Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов. 350 до н.э. Греки Использование научных методов труда и рабочего ритма. Платон Формулировка принципа специализации. 325 до н.э. Александр Великий Создание штаба 175 до н.э. Като Использование описаний работ. 50 до н.э. Варрон Использование рабочих спецификаций 20 н.э. Иисус Христос Единоналичие. Золотое правило. ............