Введение
В последнее время в социологических и психологических исследованиях заметно возрос интерес к проблеме леворукости. Согласно данным проведенного нами полуформализованного интервью, левши отличаются креативностью мышления, незаурядными способностями и достижениями в архитектуре, музыке, художественном творчестве. Они не умеют логически мыслить и складно говорить, их суждения часто обрывочны. Специфика работы мозга левши отражается на его психических особенностях. Было замечено при проведении интервью, что левши более эмоциональны, чувствительны к мнению других, чем праворукие.
Они имеют ярко выраженные интересы и склонности, пристрастия к какому-нибудь хобби. Левши видят мир по-иному, обнаруживая и переживая его другие грани и качества. Все опрошенные отнесли себя к гуманитариям. Левши знают о существовании товаров для них, но никогда их не видели и не приобретали в пользование. Они хотели бы получить дополнительную информацию о своей особенности и участвовать совместно с другими левшами в обсуждении и решении схожих проблем. Но никто из них не заходил на сайты левшей или даже просто сайты, посвященные им, так как не знают об их существовании и расположении их в глобальной сети.
Следует помнить о том, что индивидуальное разнообразие людей слишком велико, и нельзя забывать, что асимметрия мозга проявляется очень неодинаково.
Функционально-ориентационный подход в исследовании семьи и общества
Существуют индивидуальный, педагогический, ролевой, гендерный подходы, но есть еще и функционально-ориентационный, хотя чаще всего его не учитывают и не используют, даже не знают о его существовании. Функционально-ориентационный подход – это новое направление в исследовании семьи, основанное на учете «ведущего» полушария и связанного с этим особенностей. Это подход, включающий в себя знания биологии, психологии, анатомии, учитывает и социальный аспект. Мы обратим внимание лишь на одну составную часть этого «полиподхода» – главенство одного из двух полушарий. Эту особенность необходимо учитывать в различных сферах жизнедеятельности человека: в образовании, здравоохранении, в производстве, в работе с различными категориями населения: инвалидами, детьми, преступниками. В сфере образования, уже доказано, что леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие: зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи. Следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. Но современные школьные программы, ориентированные, прежде всего на развитие логико-знаковых, то есть левополушарных компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию, и не используют этот подход, хотя очевидно, что детей «двоечников» стало бы меньше. ............