ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2 Особенности потребительского поведения российского предпринимателя 3 Особенности досугового поведения 12 Заключение 19 Использованная литература 21
ВВЕДЕНИЕ
Российское предпринимательство – явление многомерное и многоаспектное. Специфика экономического развития страны сказывается в специфике формирования и развития каждого слоя экономических агентов, в том числе и слоя российских предпринимателей.
Социологи утверждают, что как сами экономические агенты, так и их деятельность объективно могут быть классифицированы, причем классифицированы с определенной точки зрения. При этом источником суждений и мотиваций индивидов выступает т.н. габитус, или система схем восприятия и оценивания, складывающаяся у агента в ходе опыта функционирования в социальном мире.
Объективно габитус экономического агента определяют различные условия существования. Определенный стиль жизни агента выступает как некоторая система позиций социального пространства, занимаемых агентом, принадлежащим к определенной группе, а также представление агента об объективно занимаемых позициях.
В нашей работе мы рассмотрим особенности культуры российского предпринимательства с точки зрения особенностей стиля жизни этой относительно новой для нашего общества социальной группы. Объектом нашего внимания станут два поля социального пространства – поле собственности и потребительского поведения и поле досуга (времяпровождения). Рассмотрение указанного вопроса мы осуществим на материалах выборочного опроса предпринимателей г. Москвы, опубликованных в рамках исследований, проводимых сектором экономической социологии Института экономики РАН.
1. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В среде российских предпринимателей выделяются несколько групп, существенно различающихся между собой по стилю жизни, связанному с имущественным положением и потребительскими ориентациями.
Имущественные различия между группами связаны как с настоящими позициями предпринимателя в бизнесе (например, личный доход зависит от типа предприятия, его размера и сферы деятельности), так и с прошлым социальным статусом и некоторыми демографическими характеристиками.
Различия в габитусе нагляднее всего проявляются в системе трудовых мотиваций, связанных, в первую очередь, с материальными факторами, а также отдельных представлениях индивидов о занимаемых ими позициях.
Рассмотрим подробнее каждую из групп, имея при этом в виду, что образные наименования групп представляют собой именно образы наиболее ярких представителей каждой группы, а не формальную терминологическую конструкцию.
Группа “стиль жизни “неимущего””. Представители этой группы живут в самых маленьких квартирах, лишь около трети из них имеют дачу или машину, не имеют зачастую современной бытовой техники (за исключением видеомагнитофонов). Почти у 40% этой группы нет ни дачи, ни машины, ни гаража, ни чего-либо из товаров длительного пользования. У “неимущих” наименьший средний доход, наибольшая в среднем доля затрат на питание. Более трети предпринимателей этой группы считают, что их доход не дотягивает до минимально необходимого им уровня. ............