Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1. Структура темперамента и тревожности…………………..…...…..5
1.1. Общая характеристика темперамента и характера……………..……..5
1.2. Из истории учений о типах темперамента и характере………..…….11
1.3. Основные теории темперамента……………………………………....18
1.4. Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента…………………………………………………………......…...22
Глава 2. Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация…………………………………………………………………37
2.1. Организация исследования……………………………………..……...37
2.2. Методы и методики………………………………………………..…...37
2.3. Результаты исследования и их интерпретация…………………….....38
2.3.1. Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с низким уровнем психомоторной активности……………………………….40
2.3.2. Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности……………………………..41
Выводы………………………………………………………………………...43
Список используемой литературы…………………………………………...44
Приложение……………………………...……………………………………47
Введение
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Особенности уровня тревожности и типов темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента в индивидуальности. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования.
Цель работы: выявление психодинамических особенностей медицинских работников, связь данных особенностей с уровнем тревожности.
Объект исследования: индивидуально-психологические (психодинамические) свойства.
Предмет исследования: взаимосвязь психодинамических свойств темперамента и уровня тревожности медицинских работников.
Гипотеза: существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается.
Задачи исследования:
1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Выявить формально-психологические (психодинамические) свойства темперамента.
3. Определить взаимосвязь между формально-динамическими свойствами медработников и психомоторной и коммуникативной эргичности, пластичности и уровня тревожности.
Методы исследования:
Организационный метод.
1. Психологическое тестирование.
2. Методы обработки данных:
- математические (для обработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»).
- качественные (интерпретация).
Методики:
1. ............