План
1. Какие ценности и приоритеты глобальной техногенной цивилизации, определяющие координаты человеческого бытия в информационном обществе вы бы назвали?
2. Как вы оцениваете планетарный процесс глобализации: как столкновение цивилизаций или как строительство нового разумного мирового порядка?
3. Применимы ли на ваш взгляд рыночные критерии к духовной сфере жизни? Обоснуйте ответ.
1.
Ценностные системы и приоритеты формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и других изменений.
Ценности и приоритеты носят сугубо социальный характер, ибо не существует ни того, ни другого понятия индивидуально, то есть в сознании исключительно одного человека; следовательно, определенные ценности и приоритеты существуют постольку, поскольку они разделяются либо обществом в целом, либо его отдельными, значительными частями. При этом общество вряд ли задается вопросом "а почему вот это есть хорошо, а вот это – плохо?", но избирает для себя конкретное то, что хорошо, и отталкивается от того, что плохо. Отсюда исходит вероятностный вывод о том, что ценности и приоритеты, скорее хаотично, нежели сознательно вырабатываемые массовым сознанием, могут противоречить и действительно порой противоречат, к примеру, религиозным догмам, заповедям, философским (этическим) нормам и т. д. Например, богатство среди большинства людей и практически во все времена считалось и считается тем, к чему необходимо стремиться, следовательно, это ценность и сегодня, причем, в условиях очередного витка научно-технической революции богатство приобретает новое значение. Как отмечает М. Вебер, промышленный переворот и капитализм привнесли в жизнь совершенно иное отношение к капиталу: если в доиндустриальных обществах преобладало прежде всего "стремление к наживе", характеризующееся крайне меркантильным, даже низменным подходом к деньгам, богатству и т. п., то в условиях индустриального общества человек, и, прежде всего, капиталист, т. е. предприниматель, более рационально стремится к деньгам, организуя "производство ради производства". Возможно, М. Вебер был прав, но было бы интересно, основываясь на его концепции, оценить формирующийся новый взгляд людей на такую ценность, как богатство, исходя из принципиально новых условий, которые представляют собой очередную стадию развития общества – информационную.
Вторым фактором, который хотелось бы здесь отметить, является власть, поскольку современное общество просто обязано, на мой взгляд, пересмотреть свое отношение к ней, т. к. нынешние представления о власти носят слишком устаревший, архаичный характер, и мало чем отличаются от того, что думали о власти, скажем, древние египтяне. Речь не идет о том, что власть должна перестать быть ценностью, т. е. тем, что представляется идеалом, мечтой стремлений для многих, но о том, что современная цивилизация должна перестать ее мифологизировать, культивировать, обожествлять и т. д. и т. п. Такой процесс переоценки отношения власти уже идет, и начался он с того момента, когда людей властвующих определили в рамки отдельно взятой профессии, менеджмента.
Но самый важный фактор, который должен приобрести колоссальное значение в условиях информационного общества – это знания. ............