Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение......................................................................2 ст. 2. Пластика Древнего Египта - Раннее и Древне царства.............................................2-7 ст. - Среднее царство......................................................7-10 ст. 3. Пластика Месопотамии - Раннединастический период....................................10-16 ст. - Шумер-Аккад.......................................................17-19.ст. 4. Заключение.................................................................19 ст. 5. Список использованной литературы..................................20 ст. ВВЕДЕНИЕ Огромную роль в развитии древних культур играл такой вид искусства, как пластика. В Месопотамии (Шумере) получила развитие глиптика. До наших дней сохранилось огромное многообразие скульптур, фрагментов рельефов, которые относятся к эпохе рассвета месопотамской и египетской цивилизаций. ПЛАСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Раннее и Древнее царства Дошедшие до нас скульптуры времени Древнего царства имели культовое назначение: это были или заупокойные статуи царей и знати, или изображения фараонов (см. рис 1), служившие объектами особых ритуалов, или фигурки слуг, с магическими целями помещавшиеся в гробницы для обслуживания умершего в загробном мире. Различное назначение скульптур определило и различие трактовки. Позы заупокойных статуй знати были однообразны, умершие изображались стоящими или сидящими на кубообразных сиденьях, иногда - на юлу, поджав ноги, как египетские писцы. Статуи стояли в нишах - отсюда их фронтальность. Бесстрастие лиц с устремленным вдаль взглядом, спокойствие крепких, сильных тел придавали образу торжественную приподнятость подчеркивавшую высокое социальное положение изображенных людей. Однообразна была и окраска статуй, в известной мере словная: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин, желтые у женщин; для деталей и украшений употреблялись и другие краски. Краски были минеральные - красная и желтая охры, белая добывалась из известняка, черная - из сажи, зеленая - из малахита, синяя - из кобальта, меди, лазурита. Единство иконографии было обусловлено культовым назначением статуй: мастера, связанные принятым обликом скульптур, не могли изменять их по своему желанию. Творческая индивидуальность скульптора находила выход в трактовке некоторых статуй, которые делались "согласно жизни", то есть должны были передавать возможно точней облик изображаемого человека. Такого типа скульптуры создавались также по ритуальным требованиям для не вполне еще выясненных обрядов. Известный простор для творчества мастеров представляло еще одно условие, которому должна была удовлетворять заупокойная статуя, - передавать портретное сходство с умершим. Мы уже видели, что статуи, помещавшиеся в гробницы, служили своеобразной заменой тела, и поэтому сходство с умершим было необходимо для опознания душой своей новой оболочки. Лучшие скульпторы Древнего царства создали ряд замечательных памятников - статуи царского сына Рахотепа, его жены Неферт, царского сына и жреца Ранофера ( см. рис 2, 3, 4). Особенного внимания заслуживают четыре подлинных шедевра - бюст царского сына Анххафа, статуи строителя пирамиды Хеопса зодчего Хемиуна, царевича Каапера, царского писца Каи( см рис. 5, 6, 7,8,9). Все эти скульптуры поражают не только индивидуальным своеобразием и точной передачей портретных черт (что подтверждается сопоставлением с рельефами), но и великолепной характеристикой образов. ............ |