Часть полного текста документа:Платежи за природные ресурсы Введение Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Закона "Об охране окружающей среды"[1]). Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно. Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу. Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов. При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами. За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. В чем причина низких платежей за природные ресурсы? Или неэффективен механизм сбора таких платежей? Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться? Эти и множество других вопросов возникают лишь при общем рассмотрении темы платежей за природные ресурсы. Итак, цель данной дипломной работы - исследовать платежи за природные ресурсы. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи: - исследовать экономическую природу и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета; - выделить нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы; - проанализировать динамика поступлений платежей за природные ресурсы; - рассмотреть контроль налоговых органов за взиманием платежей за природные ресурсы; - обобщить зарубежный опыт платежей за природные ресурсы; - обозначить направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы; - в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию, сделать выводы и предложения. [1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - N 6. Теоретические аспекты платежей за природные ресурсы Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат рентные платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. ............ |