Часть полного текста документа:Поэма У. Фохт Поэма (греч. poiein - "творить", "творение"; в немецкой теоретической литературе термину "Поэма" соответствует термин "Epos" в его соотнесенности с "Epik", совпадающем с русским "эпос") - литературный жанр. Постановка вопроса Обычно П. называют большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, в отличие от безымянной "народной", "лирико-эпической" и "эпической" песни и стоящей на грани между песнями и П. - полубезымянной "эпопеи". Однако личный характер П. не дает достаточного основания для выделения ее в самостоятельный жанр по этому признаку. Эпическая песнь, "П." (как большое эпическое стихотворное произведение определенного автора) и "эпопея" являются по существу разновидностями одного жанра, который мы и называем в дальнейшем термином "П.", поскольку в русском языке термин "эпос" в его видовом значении (не как род поэзии) неупотребителен. Термин "П." служит еще для обозначения другого жанра - так наз. "романтической" П., о чем ниже. Жанр П. имеет длительную историю. Возникнув в своих истоках в первобытном родовом обществе, П. прочно сложилась и широко развернулась в эпоху формирования рабовладельческого общества, когда еще преобладали элементы родового строя, а затем продолжала существовать на протяжении всей эпохи рабовладельчества и феодализма. Только в капиталистических условиях П. потеряла значение ведущего жанра. Каждый из указанных периодов создавал свои специфические разновидности П. Однако мы можем говорить о П. как об определенном жанре. Необходимо конкретно-исторически определить поэму на основе типичных ее особенностей, присущих П. в тех социальных условиях, которые по существу создали этот жанр, выдвинув его основной литературной формой и приведя к неповторимому расцвету. Зачатки П. до этого и развитие ее после были лишь ее предисторией или существованием по традиции, неизбежно осложненным новыми требованиями изменявшейся действительности, требованиями, в конце концов приведшими к гибели жанра и к его преодолению новыми жанровыми формами. Из истории поэмы Историческое начало П. положили так называемые лирико-эпические песни, выделившиеся из первобытного синкретического искусства (см. "Синкретизм", "Песня"). Первоначальные лирико-эпические песни до нас не дошли. О них мы можем судить лишь по песням народов, намного позже сохранивших состояние, близкое к первобытному, и позже выступивших на историческую сцену. Примером лирико-эпических песен могут служить песни северо-американских индейцев или плохо сохранившиеся и осложненные позднейшими напластованиями греческие номы и гимны. В отличие от прежних лирико-эпических песен песни более позднего этапа исторического разития носили уже относительно чистый эпический характер. Из немецких песен VI-IX вв. дошла до нас одна случайно записанная песнь о Гильдебранде. В X-XI вв. песни процветали в Скандинавии. Следы этих песен можно обнаружить в значительно позже (XIII в.) записанном сборнике "Эдда". Сюда же относятся русские былины, финские руны, сербские эпические песни и т. д. Из разного рода песен дольше других сохранялись те из них, которые были посвящены особенно крупным общественным событиям, надолго оставившим воспоминания о себе. Они осложнялись затем событиями более позднего времени. ............ |