Часть полного текста документа:Показатели качества образования Светлана Дмитриевна Ильенкова, доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, заведующая кафедрой общего менеджмента и статистики фирм Института менеджмента МЭСИ. Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: Носитель знаний Передача знаний Получатель знаний Восприимчивость методик передачи знаний Фундаментальность знаний Востребованность полученных знаний Получение новых знаний Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут: выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение; пройти конкурсный отбор при устройстве на работу; более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса. Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование. Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах: понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов; ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента; постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов: 1. получение ресурсов; 2. использование ресурсов для достижения целей организации; 3. передача результатов деятельности во внешнюю среду. При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах. Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы: ориентация на потребителя; учет ситуации на рынке образовательных услуг; учет ситуации на рынке труда; лидерство руководителя; вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников; процессный подход к менеджменту; системный подход к менеджменту; обоснованное принятие управленческих решений; постоянное улучшение деятельности учебного учреждения. Показатели качества образования Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества. 1. ............ |