МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: "Логика"
ЛЕКЦИЯ
по теме: " Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями "
Подготовил:
Слушатель 555 группы
факультета юриспруденция
Моргунов И.Т.
Белгород – 2008
План Вступительная часть 1. Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Основные логические приемы формирования понятий 2. Отношения между понятиями. Совместимость несовместимость понятий 3. Понятие логической операции. Логическое деление понятий 4. Логическое определение понятий Заключительная часть (подведение итогов)
Вопрос № 1: Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Основные логические приемы формирования понятий.
Рассматривая вопросы этой темы, следует обратить внимание на то, что здесь приходится вводить много исходных понятий, таких как, "анализ", "синтез", "сравнение" и др. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала эти понятия были правильно определены. Надо дать определения и самому понятию "понятие", под которым понимается форма мышления, отражающая предметы в их существенных (и отличительных) признаках.
Понятия подразделяются на сравнимые и несравнимые. Логика имеет дело только со сравнимыми понятиями. Недаром ведь говорят, что "все познается в сравнении". Больше того, формирование понятия как раз и начинается с логической операции сравнения предметов, в результате которой обнаруживается те признаки предметов, по которым и можно судить либо о сходстве, либо о различии предметов в разных их отношениях.
Пример:
Понятие "антиобщественное поведение" есть понятие сравнимое с понятием "общественное поведение". Здесь есть сходство, состоящее в том, что и то, и другое означает поведение гражданина, и есть различие, состоящее в том, что в одном случае поведение является общественным, а в другом – антиобщественным.
Реальное формирование понятий начинает осуществляться благодаря операции анализа. Суть этой операции состоит в том, что рассматриваемый предмет мысленно расчленяется на его составные части. Так, поведение гражданина (см. рассмотренный выше пример) может быть подразделено на поведение, подчиняющееся общественным требованиям, и на поведение, противостоящее им. В первом случае поведение гражданина определяется как законопослушное, а во втором – как незаконопослушное. Последнее, в свою очередь, подразделяется на поведение без отягчающих последствий и на поведение с различного рода отягощениями вплоть до уголовно наказуемых. Так выделяются различные признаки поведения. Такое выделение признаков предмета есть их абстрагирование, т. е. отвлечение их от других признаков предмета. Абстрагированные признаки объединяют в некоторые их совокупности, что является процессом синтезирования этих признаков в одно понятие. Полученные представления распространяются уже на весь класс предметов. ............