Часть полного текста документа: 1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАРКЕТИНГА Анализ рыночных возможностей туристского предприятия завершается этапом, имеющим не только исключительное значение с точки зрения успешной организации деятельности в соответствии с маркетинговой концепцией, но и обладающим огромной чисто практической ценностью. Дело в том, что в системе рыночной экономики направления деятельности любой фирмы определяет потребитель, который приобретает туристский продукт по своему собственному усмотрению, и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рынке. Туристское предприятие, предлагающее услуги, которые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, будет щедро вознаграждено. И наоборот, тот, кто не сумеет добиться этого, будет наказан потерей потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому изучение потребителей в такой специфической сфере как туризм можно назвать важнейшим направлением маркетинговых исследований. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно - знанием своего клиента. "Знать своего клиента" - основной принцип маркетинга. Правильное понимание потребителей предоставляет туристской фирме возможности: * прогнозировать их потребности; * выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом; * улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями; * приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов; * понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг; * выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке; * устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта; * вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга; * создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг; * налаживать эффективную работу с клиентами. Формирование правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из следующих принципов: * потребитель независим; * поведение потребителей постигается с помощью исследований; * поведение потребителей социально законно. Поведение потребителей поддается воздействию. Маркетинг может оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый туристский продукт действительно является средством удовлетворения потребностей клиента. При этом речь не должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей. Все многообразие факторов, влияющих на потребителей туристских услуг, можно разбить на две группы: * внешние побудительные факторы; * личностные факторы. Внешние побудительные факторы включают; * факторы маркетинга; * факторы среды. Факторы среды не поддаются непосредственному контролю со стороны туристского предприятия. ............ |