Часть полного текста документа:Потребности и мотивы Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.     Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют отдельный мотив, потребность или влечение как "единицу" мотивации. Слово мотив по своему происхождению - приводящий в движение.     Потребность - это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически - в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага - любое предметное содержание - предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении - м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.      А.Н.Леонтьев. Потребность - состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.     Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). Нужда - это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя.      Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.      Потребности делят на:      Индивидные - видовые;      Гомеостатические - экзогенные (не зависят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями, например познавательная потребность);      Позитивные - негативные (мотивация избегания);      Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма - нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности - потребность в игре, труде и т.д.) - предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет);      Первичные (унаследованные) - вторичные (приобретенные детерминанты поведения).     По механизмам обнаружения и устранения потребностей их делят на две группы: физиологических и психических механизмов.     Классификация потребностей (Мюррей):     Основными понятиями являются организм и общество (среда), взаимодействующие друг с другом. Со стороны личности выступают потребности, со стороны ситуации - давление. Потребности и давление непосредственно не наблюдаются, они должны быть выведены.     Потребность - это конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию.     Часть базовых мотивов могут быть психогенными, а не только органическими. Их можно отнести к базовым из-за их универсальности (есть у всех).     Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и латентные.     Психогенные потребности: Унижения Достижения Аффилиации Агрессия Независимости Противодействия Уважения Защиты Доминирования Привлечения внимания Избегание вреда Избегание неудач Покровительства Порядка Игры Неприятия Осмысления Сексуальных отношений Поиска помощи Понимания Иерархия потребностей (А.Маслоу):      Потребность в самоактуализации     Потребность в гармонии, эстетическая     Потребность в познании себя      Потребность в самоуважении      Потребность в принадлежности к социальному целому      Потребность в безопасности      Физиологические нужды     Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей - редукцию напряжения и стремление к развитию.  ............   |