Часть полного текста документа:ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Реферат на тему: Предификативация Выполнена студентами группы 513 Тетериной Т. С. Бутаковой О. Б. Шадринск - 2002 Оглавление Введение 3 1. Типы сказуемого с предложно - падежными сочетаниями. 4 2. Конструктивно-синтаксические свойства предложно-падежных сочетаний, выступающих в составе сказуемого 9 Заключение 13 Литература 14 Введение Проблема сказуемого всегда занимала в русской грамматической науке одно из важных мест. Изучение и описание многообразных способов и форм выражение сказуемого, различных его структурных типов привлекает внимание и многих современных исследователей. Но несмотря на это, целый ряд частных вопросов, связанных с изучением сказуемого, остается; до сих пор мало разработанным. Одним из их и является вопрос о предикативном употреблении предложно-падежных сочетаний. Значительный интерес представляют предложно-падежные сочетания лексикализованного характера. В теоретическом плане изучение .вопроса о лексикализованных предложно-падежных сочетаниях, выступающих в составе предикативной основы предложения (в функции сказуемого), может быть полезным и для решения такой важной проблемы современного языкознания, как проблема взаимодействия и взаимообусловленности различных аспектов слова (с одной стороны, морфологического и синтаксического, а с другой, лексического и грамматического). Исследуемый вопрос имеет, несомненно, и практическое значение: во-первых, для лексикографии и, во-вторых, для преподавания русского языка в школах и вузах, особенно - в национальных. Предложно - падежные сочетания подобного рода образуют весьма обширную, но вполне однородную по значению категорию слов, представленную всеми косвенными падежами с различными предлогами. 1. Типы сказуемого с предложно - падежными сочетаниями. Большая часть изучаемых сочетаний выполняет функцию именного сказуемого в двусоставном предложении. Употребление предложно-падежных сочетаний с полузнаменательным и полнознаменательным глаголом определяется исключительно лексическим значением сочетаний. Своеобразие предложно-падежных сочетаний, обособляющихся от категории имени существительного, проявляется в новых для них типах лексической связи с другими словами, и в том числе с глаголами-связками, не потерявшими полностью своего лексического значения. Наиболее характерным для предложно-падежных сочетаний является употребление их с глаголами с общим значением пребывания в состоянии (находиться, бывать, оставаться, оказаться, Состоять, пребывать и под.) Глаголы других лексических групп (напр., глаголы становления, называния - стать, становиться, называться и т. д.) не встречаются с предложно-падежными сочетаниями анализируемого типа. Употребляясь с полузнаменательным глаголом-связкой, предложно-падежные сочетания в большинстве случаев образуют с ним тесное семантическое единство (ср.: находиться в тревоге - быть в тревоге - тревожиться, оставаться в проигрыше- быть в проигрыше - проигрывать). Дело в том, что одни из глаголов по своей семантике вообще близки к отвлеченной связке быть (ср.: бывать, находиться, пребывать), а другие, хотя и могут иметь в функции глагола-связки иное лексическое значение, однако в сказуемом с предложно-падежным сочетанием приобретают также значение "быть, находиться в каком-либо состоянии, положении" (ср.: оставаться, оказаться). Употребляясь с глаголами движения и состояния, предложно-падежные сочетания не всегда имеют четко выраженное предикативное значение. ............ |