Часть полного текста документа:Предпосылки реализации маркетингового подхода в управлении коммерческим банком И.В. Чухломина, Омский государственный университет, кафедра инноватики и коммерческой деятельности Переход от производственной концепции управления бизнесом к маркетинговой, который уже давно реализуется зарубежными торговыми, промышленными и финансовыми предприятиями, постепенно начинает осуществляться и в России. Однако его внедрение идет несколько иным путем, нежели в развитых странах рыночной ориентации. Если за рубежом постепенное освоение маркетинговыми принципами управления начиналось с торговых предприятий, то в России первыми осваивать маркетинговые инструменты стали коммерческие банки. Переход к маркетинговой практике управления на уровне коммерческого банка, безусловно, приведет к новому качеству обслуживания клиентов и будет способствовать развитию экономики в целом. Однако использование маркетинговых методов работы, которые воплощаются в разработке стратегических и операционных планов маркетинга и их реализации на практике, идут в России довольно-таки медленными темпами. Одной из причин такого положения дел является отсутствие объективных предпосылок для осознания необходимости изменения в подходах к деятельности банка, в переориентации его работы в направлении учета потребностей клиентов, повышении степени их удовлетворенности качеством обслуживания и предоставления банковских продуктов. Такие изменения на верхнем уровне управления коммерческим банком произойдут лишь в том случае, если основным источником доходов коммерчекого банка будет являться работа банка с клиентом. Это станет возможным, если все остальные сегменты финансового рынка (МБК, валютный, рынок ГКО) будут приносить меньшую доходность, чем рынок кредитования реального сектора экономики. Тогда качество клиентской базы, вопросы сохранения и привлечения клиентов станут первоочередными в работе коммерческих банков. Конкуренция между банками значительно усилится, и именно маркетинговый подход станет основным способом повышения конкурентоспособности банка. Стабильная работа с клиентами, в результате которой коммерческий банк обеспечит себе основную часть дохода, становится возможной лишь в экономике, которая находится в состоянии экономического роста. Кризисное же состояние российской экономики не может гарантировать достаточно прибыльную работу коммерческого банка на рынке юридических лиц. В свою очередь, высокая доходность альтернативных способов получения доходов коммерческими банками, кроме кредитов в реальное производство, не позволяет обеспечить экономический рост в стране, так как денежная масса сосредоточивается в финансовом секторе, а производство останавливается в связи с недостаточным количеством денег в каналах денежного обращения. Таким образом, вопросы экономического роста и улучшения финансового состояния предприятий неразрывно связаны с проблемой финансовой стабилизации в стране. Поэтому с началом рыночных преобразований в России вопросы финансовой стабилизации и устойчивости рубля как национальной валюты являются приоритетными при выборе направлений макроэкономической политики. Почему же только на базе стабильной национальной валюты возможен экономический рост? Это можно объяснить следующим образом: 1) в результате нормализации денежного обращения рубли превращаются в полноценные деньги и начинают выполнять присущие им функции меры стоимости, средства обращения, средства сбережения. ............ |